ЕГЭ 2025
091974
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Я смотрю на папу поражённая — я не понимаю: что он, шутит?
— (2)Укротительница зверей не герой?
— (3)Нет, Саша, не герой.
— (4)Ой, папа, что ты говоришь! (5)Ты вошёл бы в клетку со львами и с тиграми?
— (6)Нет. (7)Не вошёл бы.
(8)Я торжествую:
— Вот видишь! (9)А говоришь: она не герой! (10)А сам не вошёл бы! (11)Значит, боишься?
— (12)Конечно, боюсь. (13)Разве я тебе сказал, что я такой же смелый человек, как эта укротительница? (14)Таких бесстрашных людей, может быть, только одного на тысячи и найдёшь. (15)Но ведь кому нужна эта смелость? (16)Зачем укротительница три раза в день входит в клетку с хищниками? (17)Если бы она, рискуя жизнью, спасла этим кого-нибудь: безоружного человека, ребёнка, ну хоть корову — это было бы геройство! (18)А так — бросать своё мужество на ветер, на потеху ротозеев… (19)Ну подумай сама: в чём тут геройство?
— (20)Знаете что, друзья мои? — вдруг сказал папа. — (21)Если уж зашёл у нас этот разговор, то давайте поговорим о геройстве. (22)Пусть каждый из нас расскажет о каком-нибудь герое, которого он сам знал. (23)Кто первый? (24)Ты, Леночка?
(25)В пылу разговора я и не заметила, как в комнату вошла мама и слушала всё, что мы говорили. (26)Она берёт со своего столика небольшую фотографию в рамочке и подаёт её мне.
— (27)Знаешь, кто это? — спрашивает мама.
— (28)Конечно! (29)Это мой дедушка.
— (30)Да. (31)И мой отец. (32)Он был военный врач. (33)И в приказе военного командования было сказано: «Наградить Семёна Михайловича Яблонкина за самоотверженную подачу помощи раненым под сильным огнём неприятеля». (34)И так четыре раза — после четырёх сражений — награждали моего папу, твоего дедушку!
— (35)«Под сильным огнём неприятеля»? — переспрашиваю я. — (36)Это что значит?
— (37)А то, — поясняет папа, — неприятель палил из пушек, раненые падали, а дедушка твой не сидел поодаль в безопасности, не ждал, пока их принесут к нему. (38)Он был хирург и знал, что важно оказать раненому помощь как можно скорее. (39)Он лез в самый огонь, выносил раненых из боя, перевязывал их тут же, на месте… (40)Смелый был человек дедушка твой Семён Михайлович и герой: сотни жизней спас! (41)Не о себе думал — о людях…
— (42)Папа, а ты когда-нибудь видел героя?
— (43)А как же! (44)Вот три дня назад к нам в госпиталь обожжённого человека привезли. (45)Пожарного. (46)Трёх человек из горящего дома вынес. (47)И тогда вдруг оказалось, что в запертой квартире осталось двое ребят. (48)Дом уже весь пламенем охватило, вот-вот рухнет! (49)Пожарный снова полез в дом, нашёл детей. (50)Выбраться с ними было трудно: внутренняя лестница уже обвалилась — пожарный выбросил детей из окна, а внизу люди их на тюфяк подхватили. (51)А вслед за детьми и пожарный выпрыгнул. (52)Очень тяжёлые ожоги у него…
— (53)Что ж? — обращается папа ко мне. — (54)Вот тебе герой, которого я видел три дня тому назад. (55)Не герой, нет?
— (56)Герой… — соглашаюсь я тихонько. — (57)Герой, да…
(По А.Я. Бруштейн*)
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884–1968) — советский писатель, драматург, общественный деятель.
23 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Саша не удивилась, что её папа не считал укротителей зверей героями.
2) Сашин папа предложил присутствующим рассказать о знакомых героях.
3) Отец Саши был военным врачом и помогал раненым под сильным огнём неприятеля.
4) Сашин папа рассказал о пожарном, который получил тяжёлые ожоги, спасая людей.
5) После рассказов мамы и папы Саша поняла, кто является героем.
Ответ: __________________________________.
Ответ:
245
Номер:
24 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1 и 2 противопоставлены по содержанию.
2) В предложениях 12–19 представлено рассуждение.
3) В предложениях 20–24 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 25–32 представлено повествование.
5) Предложение 38 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 37.
Ответ: __________________________________.
Ответ:
245
Номер:
25 Из предложений 8–14 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ: __________________________________.
Ответ:
смелыйбесстрашных <или> бесстрашныхсмелый
Номер:
26 Среди предложений 14–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и
указательного местоимений. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: __________________________________.
Ответ:
17
Номер:
27 Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Можно ли назвать героическим любой смелый поступок?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.