ЕГЭ 2025
925924
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Коля простоял у двери с дощечкой «Детская музыкальная школа» несколько минут. (2)Интересно всё-таки, почему Лёнин учитель позвал его!
(3)Учитель, объявляющий, кто сейчас будет играть, назвал Лёнину фамилию, и Коля встрепенулся. (4)Ему вдруг стало очень страшно за друга: что, если тот опозорится, забудет? (5)Может, не выучил?
(6)И тут впервые Коля подумал с сожалением: не надо было вчера звать Лёню гулять.
(7)А Лёня уже вышел к роялю и через головы всех посмотрел в конец зала, на Колю…
(8)Коля никогда не думал, что у его друга такие ловкие руки. (9)И как здорово он играет! (10)Дома Коля никогда не слушал его. (11)Если он заставал Лёню играющим, то обычно говорил что-нибудь ядовитое, вроде: «Эх ты, пиликалка!» — и Лёня сейчас же бросал скрипку и уходил с ним по их настоящим, важным мальчишеским делам. (12)А сейчас эти дела уже не кажутся Коле единственно важными на свете. (13)Сейчас он с удивлением и тревогой слушает друга и следит за его ловкими руками…
(14)Но вот Лёня сыграл что-то решительное и громкое и остановился. (15)Закончил? (16)Нет, пианистка заиграла одна, а Лёня стоит, опустив скрипку. (17)Он смотрит в конец зала, но Коля понимает, что сейчас Лёня не видит его. (18)Лёнино лицо строже и спокойнее, чем всегда. (19)Глаза блестят, губы плотно сжаты. (20)Но вот он снова поднял смычок.
(21)Ух, как хорошо он заиграл! (22)Даже мурашки забегали по Колиному телу. (23)И вдруг… что же это, неужели сбился?
(24)Да, Лёня вдруг как-то сбился, оглянулся на пианистку…
— (25)Начни с аккорда, — негромко и спокойно сказал чей-то мужской голос.
(26)«Учитель, наверное», — мелькает у Коли в голове. (27)Он крепко сжал руки, даже зубы стиснул. (28)Как хотелось бы ему сейчас помочь другу выпутаться из беды!
(29)Кажется, всё обошлось. (30)Лёня заиграл снова, пальцы его снова бегают по струнам, только лицо у него уже не такое спокойное.
(31)Но вот он закончил играть, положил скрипку на рояль и сел на своё место, опустив голову.
(32)После концерта к мальчикам неожиданно подошёл высокий загорелый человек, держащийся очень прямо, по-военному, и протянул Коле руку:
— Коля Гриненко?
— (33)Да, — удивлённо ответил Коля, пожимая протянутую ему руку.
(34)Коля увидел, что друг его смутился, но он уже и сам догадался: Лёнин учитель.
— (35)Понравился концерт? — спросил Лёнин учитель.
— (36)Да… — ответил Коля неуверенно.
— (37)А Лёня как играл?
— (38)Хорошо играл! — решительно ответил Коля.
(39)Он подумал: надо защитить Лёню. (40)Может быть, для учителей имеет значение, когда другим нравится?
— (41)Да, неплохо играл, — сказал Лёнин учитель, — но и не совсем хорошо. (42)Работал мало!
(43)Учитель серьёзно посмотрел сначала на Лёню, потом на Колю и вдруг улыбнулся им по-мальчишески, кивнул и отошёл.
(44)Мальчики спустились в раздевалку.
— (45)А учитель у тебя хороший, — вдруг неожиданно для себя сказал Коля.
— (46)Ещё бы! — гордо отозвался Лёня. — (47)Фронтовик!..
(48)Мальчики вышли на улицу. (49)Какой дождь! (50)Льёт прямо как из ведра!
— (51)Подождём здесь, — сказал Лёня и стал под навес.
— (52)Стой-ка, — сказал Коля; он распахнул пальтишко и сунул под него скрипку.
— (53)Да, она дождя не любит, — сказал Лёня.
(54)Он почему-то совсем не удивился поступку друга.
(По Э.М. Эмден*)
* Эсфирь Михайловна Эмден (1905–1961) — советская детская писательница, литературный редактор.
23 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Коле было всё равно, как выступит на школьном концерте его друг Лёня.
2) Лёня бросал занятия музыкой, потому что Коля смеялся над ним.
3) Лёня сбился во время выступления, потому что увидел, что Коля на него смотрит.
4) Коля подтвердил слова учителя о том, что Лёня выступил не очень хорошо, так как мало работал.
5) Коля спрятал Лёнину скрипку под пальто, чтобы уберечь её от дождя.
Ответ: __________________________________.
Ответ:
25
Номер:
24 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1 и 2 противопоставлены по содержанию.
2) В предложениях 4 и 5 указана причина того, о чём говорится в предложении 6.
3) В предложениях 14–17 представлено повествование.
4) В предложении 32 содержатся элементы описания.
5) В предложениях 33–38 представлено рассуждение.
Ответ: __________________________________.
Ответ:
234
Номер:
25 Из предложений 24–28 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ: __________________________________.
Ответ:
сжалстиснул <или> стиснулсжал
Номер:
26 Среди предложений 8–13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: __________________________________.
Ответ:
13
Номер:
27 Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Должны ли друзья поддерживать друг друга в учёбе и труде?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.