Упражнение 194, с. 111
194. Прочитайте.
1. После, реки, разлива, на, осталась, лужица2, большая, лугу. 2. Рыбёшки, там, плавали, мелкие. 3. Сюда, день, каждый, петух, приходил, рыбалку, на. 4. Доставал, в, он, заходил, и, рыбу, клювом, воду. 5. Всегда, уловом, с, курами, делился, рыбак. 6. Они, на, ожидали, берегу, угощение.
В. Фёдоров
• В каких значимых частях слова выделены орфограммы? Объясните их написание.
Парный по глухости/звонкости согласный в середине слова: рыбёшки.
Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: приходил, заходил (хóдит), делился (дéлится), на берегу (бéрег, поберéжье), угощение (гость).
Безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением: петух.
• Составьте из слов предложения. Озаглавьте получившийся текст. Запишите заголовок и текст.
Рыбак
После разлива реки на лугу осталась большая лужица. Там плавали мелкие рыбёшки. Сюда каждый день приходил на рыбалку петух. Он заходил в воду и клювом доставал рыбу. Рыбак всегда делился уловом с курами. Они ожидали угощение на берегу.
Разбор слова «лужица» по составу
лужица
Упражнение 195, с.111
195. Прочитайте.
Кончились вьюги и метели. Прилетели грачи. На полях растаял снег.
Ярче греет солнце. Набухают почки на деревьях. Летят на родину певчие птицы.
Скоро всё кругом зазеленеет. Расцветёт душистая сирень. Лес будет звенеть от птичьих голосов.
• В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.
(Что делает?) греет, (что делают?) набухают, (что делают?) летят.
• В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли или происходили до момента речи, в прошедшем времени? Поставьте к ним вопросы.
(Что сделали?) кончились, (что сделали?) прилетели, (что сделал?) растаял.
• В каких предложениях глаголы называют действия, которые ещё не произошли, но произойдут скоро, в будущем времени, после момента речи? Поставьте вопросы к этим глаголам.
(Что сделает?) зазеленеет, (что сделает?) расцветёт, (что будет делать?) будет звенеть.