Упражнение 222, с. 124

222. Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.

Пос(и, е)дел на траве — пос(и, е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение — сп(е, и)ши быстрей в школу; зап(е, и)вать песню — зап(и, е)вать лекарство водой.

• Запишите, выбирая из скобок нужную букву.

Посидел на траве - поседел от горя; спиши упражнение - спеши быстрей в школу; запевать песню - запивать лекарство водой.

• Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Посидел (си́дя) на траве — поседел от горя (сéденький);
спиши (спи́сывать) упражнение — спеши (спéшка) быстрей в школу;
запевать (петь) песню — запивать (пить) лекарство водой.

Упражнение 223, с. 124

223. Прочитайте.

          Твой друг
Он честен и бесстрашен
На суше и в воде,
Товарища и друга
Не бросит он в беде.
Он гнёзд не разоряет,
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках2,
Чужого не берёт.
С. Михалков

• Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами?

Не бросит, не разоряет, не курит, не врёт, не виснет, не берёт.
Не с глаголами пишется раздельно.

• Назовите изученные орфограммы в выделенных словах.

«Безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»: товарища;
«словосочетания ЧА-ЩА»: товарища;
«словосочетания ЧУ-ЩУ»: чужого;
«парный по звонкости/глухости согласный в середине слова»: подножках (ножной);
«парный по звонкости/глухости согласный на конце слова»: гнёзд (гнёзда).

• Составьте устный рассказ о своём друге.

              Мой друг
   У меня есть лучший друг. Его зовут Максим. Он очень хороший друг и товарищ. Максим не обижает младших, помогает маме. Иногда мы вместе делаем уроки. Я и Максим вместе играем и катаемся на велосипеде. Мама говорит, что мы, как братья.

Разбор слова «подножках» по составу

подножках

Упражнение 224, с. 124

224. Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений.

1. Не шути с огнём: обожжёшься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.

К опасным вещам надо относиться серьёзно. Разговорами не накормишь того, кто голоден. Меньше пустых разговоров.