Упражнение 186, с. 108
186. Прочитайте. Подберите к каждому из слов антонимы.
Встречать — провожать, чёрный — ..., разрушить — ..., ругать — ..., смеяться — ..., весёлый — ..., день — ..., приехать — ..., молчать — ..., высокий — ..., юг — ..., приезд — ... .
• Запишите пары антонимов, проверьте себя по словарю. Над каждым словом укажите часть речи. Подчеркните изученные орфограммы.
гл. гл. прил. прил.
Встречать — провожать, чёрный — белый,
гл. гл. гл. гл.
разрушить — построить, ругать — хвалить,
гл. гл. прил. прил.
смеяться — плакать, весёлый — грустный,
сущ. сущ. гл. гл.
день — ночь, приехать — уехать,
гл. гл. прил. прил.
молчать — говорить, высокий — низкий,
сущ. сущ. сущ. сущ.
юг — север, приезд — отъезд.
Упражнение 187, с. 108
187. Прочитайте. Что обозначают эти выражения? Найдите правильный ответ в словах для справок.
1. Сидеть сложа руки. 2. Держать в уме. 3. Делать спустя рукава. 4. Навострить уши. 5. Надуть губы. 6. Задирать нос. 7. Беречь как зеницу ока.
Слова для справок: сидеть, ничего не делая; сердиться, обижаться; делать небрежно, кое-как; постоянно помнить о чём-либо; зазнаваться, важничать; беречь, хранить заботливо, тщательно; приготовиться внимательно слушать.
• Спишите. Подчеркните глаголы. Поставьте к ним вопросы.
• Составьте предложение, в котором можно употребить одно из данных устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов).
что делать?
1. Сидеть сложа руки. Сидеть, ничего не делая.
что делать?
2. Держать в уме. Постоянно помнить о чём-либо.
что делать?
3. Делать спустя рукава. Делать небрежно, кое-как.
что сделать?
4. Навострить уши. Приготовиться внимательно слушать.
что сделать?
5. Надуть губы. Сердиться, обижаться.
что делать?
6. Задирать нос. Зазнаваться, важничать.
что делать?
7. Беречь как зеницу ока. Беречь, хранить заботливо, тщательно.
Сёма навострил уши, когда учительница зачитывала отметки за четверть. ©
Упражнение 188, с. 108
188. Прочитайте.
Пернатые гости
В окно повеяло весною.
Ребята ждут пернатых гостей.4
В небе птицы!
Гости занимают свои квартиры.
• Определите по заголовку тему и главную мысль текста, который можно составить по данному плану. Продумайте содержание текста.
• Составьте текст. Подготовьтесь его рассказать.
• Какой текст получился: описание или повествование?
Сочинение ©
Яркое солнышко пригрело землю. Растаял снег. Наступила весна.
Вот уже скоро прилетят перелётные птицы. Ребята ждут пернатых гостей. Они подготовили для них скворечники.
Первые стаи птиц появились в небе. Они кружат и высматривают, где бы приземлиться.
В воздухе стоит шум и гам от птичиьих голосов. Гости занимают свои квартиры. Ребята очень рады!
Ребята ждут пернатых гостей.
Ждут (кого?) гостей. Гостей (каких?) пернатых.