Упражнение 108, с. 62

108. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Константина Фёдоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Как художнику удалось передать приближение весны и время суток — полдень?

• Расскажите, какими вы увидели деревенский пейзаж, признаки весны. Выскажите своё отношение к картине.

• Составьте по картине текст. Воспользуйтесь опорными словами. Придумайте к тексту заголовок.

Опорные слова: окраина деревни, снежная поляна, овраг; холмы, поросшие густым лесом; забор, поленница дров, солнечные лучи, стройные берёзы, зелёные ели, голубые тени по снегу, мягкий пористый снег, проталины, куры, красивый петух, группа лыжников.

• Запишите составленный по картине текст. Проверьте себя.

   На картине К.Ф. Юона мы видим просторную деревенскую окраину, покрытую снегом. От дома тянется забор, возле которого сложены дрова. За оврагом всё выше и выше поднимаются заснеженные, поросшие лесом холмы.
Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем. Стройные берёзки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени. У ёлок место встречи деревенских лыжников.
   В этой снежно-голубой атмосфере тёплыми красками выделены лыжники и зелёные ели, древесина, выглядывающая из поленницы с остатками дров, слегка присыпанных снегом. И неизменные для деревенского пейзажа куры. Кое-где видны проталины. Природа пробуждается, радуясь приближению весны.

Проверь себя с. 62

1. Расскажите, что вы знаете об имени существительном. Для чего мы употребляем в речи имена существительные?

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными, одушевлёнными и неодушевлёнными.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Имена существительные изменяются по падежам и по числам.
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.

2. Прочитайте слова. Докажите, что только одно слово является именем существительным.

Дружба, дружный, дружить.
Дружба - имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
Дружный - имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
Дружить - глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать?

3. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    м.р.         с.р.                          ж.р.       с.р.
Товарищ, шоссе, однажды, рябина, чувство, около,
     м.р.           ж.р.               ж.р.                    м.р.
трамвай, солома, потом, метель, вокруг, восток,
  м.р.          ж.р.         ж.р.     м.р.
рисунок, комната, кровать, ветер.

Над именами существительными укажите их род. К выделенным словам подберите синонимы.

Товарищ - друг, приятель;
метель - вьюга, пурга;
рисунок - картина, изображение;
ветер - вихрь, ураган.

4. Прочитайте предложение. Выпишите из него словосочетание с именем существительным в винительном падеже.

Узкая дорожка3 шла через поле3 к реке.

Шла через поле (В.п.)

Дорожка - сущ. (что?). Н.ф. - дорожка. Неодуш., нариц., ж.р., в И.п., в ед.ч. Подлеж.
Поле - сущ. (кого? что?). Н.ф. - поле. Неодуш., нариц., с.р., в В.п., в ед.ч. Втор. чл.