Упражнение 105, с. 59

105. Прочитайте Памятку 1 «Порядок разбора имени существительного». Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имён существительных.

Обратите внимание! Цифра 3 справа от слова означает, что данное слово надо разобрать как часть речи.

         Порядок разбора имени существительного

1. Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
2. Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?
3. Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа).
4. Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род, падеж, число; роль в предложении.

Образец устного разбора

Дело мастера боится.

Дело - это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма — дело. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.

Мастера - имя существительное, называет человека, отвечает на вопрос кого? Начальная форма - мастер. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме родительного падежа единственного числа. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: боится (кого?) мастера.

Образец письменного разбора

Дело — сущ. (что?). Н. ф. — дело. Неодуш., нариц., ср. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж.
Мастера — сущ. (кого?). Н. ф. — мастер. Одуш., нариц., м. р., в Р. п., в ед. ч. Втор. чл.

Упражнение 106, с. 59

106. Прочитайте.

1. Обезьяна сидела на дереве. 2. Филипок посмотрел на учителя и заплакал. 3. Муравей спустился к ручью. 4. Олень спрятался от охотников в виноградник. 5. Подавился волк костью. 6. Сокол поймал зайца. 7. Сын приехал из города к отцу в деревню.
Л. Толстой

• Разберите одно из имён существительных как часть речи сначала устно по образцу, потом письменно по Памятке.

Образец . (На) дереве — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос на чём?, начальная форма — дерево. Неодушевлённое, нарицательное, среднего рода. Употреблено в форме предложного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом.

Сокол — имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?, начальная форма — сокол. Одушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме именительного падежа, единственного числа. В предложении является подлежащим.

Сокол — сущ. (кто?). Н.ф. — сокол. Одуш., нариц., м.р., в И.п., ед.ч. Подлеж.

(На) учителя - сущ. (на кого?). Н. ф. - учитель. Одуш., нариц., м. р., в В. п., в ед. ч., втор. чл.

Упражнение 107, с. 59

107. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и предлоги.

Нар..совал ... альбоме3, доехал ... д..ревни, был ... уж..не, спрятался ... кр..вать3, вышел ... к..мнаты, рассказал ... компьютере, под..ехал ... метро3, обвести ... пальца, прок..тить ... вет..рком.

• Выделите в глаголах приставки, подчеркните предлоги. Над каждым именем существительным укажите падеж.

Нарисовал в альбомеП. п., доехал до деревниР. п., был на ужинеП. п. , спрятался под кроватьТ. п., вышел из комнатыР. п., рассказал о компьютереП. п., подъехал к метроД. п., обвести вокруг пальцаР. п., прокатить с ветеркомТ. п..

(В) альбоме - сущ. (в чём?). Н.ф. - альбом. Неодуш., нариц., м.р., в П.п., в ед.ч. Втор. чл.
(Под) кровать - сущ. (подо что?). Н.ф. - кровать. Неодуш., нариц., ж.р., в В.п., в ед.ч. Втор. чл.
(К) метро - сущ. (к чему?). Н.ф. - метро. Неодуш., нариц., ср.р., в Д.п., в ед.ч. Втор. чл.

• Объясните, как вы понимаете значение выделенных фразеологизмов.

Обвести вокруг пальца - ловко обмануть.
Прокатить с ветерком - быстро, с большой скоростью.