Упражнение 198, с. 113

198. Прочитайте.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
А. Плещеев

В наряды пышные весна
Сады оденет в ярком цвете;
Играть и бегать по садам
С весёлой песней будут дети.
И. Суриков

• Какой темой можно объединить эти стихотворения?

Тема: весна.

• Найдите глаголы. Объясните, как определить их время.

(Что делает?) тает (наст. вр.), (что делают?) бегут (наст. вр.), (что сделало?) повеяло, (что сделают?) засвищут, (что сделает?)
оденется, (что сделает?) оденет, (что будут делать?) играть, (что будут делать?) бегать.

• В каком стихотворении все глаголы употреблены в будущем времени? Задайте к ним вопросы.

Во втором.

• Спишите первое стихотворение или напишите его по памяти. Проверьте себя. Укажите время глаголов.

Уж тает (наст. вр.) снег, бегут (наст. вр.) ручьи,
В окно повеяло (прош. вр.) весною...
Засвищут (буд. вр.) скоро соловьи,
И лес оденется (буд. вр.) листвою!

Упражнение 199, с. 113

199. Прочитайте сказку-загадку.

           Кто я?
   Вчера я был белым, гладким, в хрупкой скорлупке. И молчал.
   Сегодня я жёлтенький, пушистый. И весело попискиваю: «Пи-пи-пи!»
   А завтра буду таким, про которого говорят: «Золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка». Рано утром встану, закричу: «Ку-ка-ре-ку!»
   И солнышко взойдёт.
Л. Яхнин

• Кем был герой сказки, кем стал и кем будет?

Герой был яйцом, стал цыплёнком, будет петухом.

Выпишите глаголы, укажите их время. Объясните написание выделенных орфограмм.

Был (прош. вр.), молчал (прош. вр.), попискиваю (наст. вр.), буду (буд. вр.), говорят (наст. вр.), встану (буд. вр.), закричу (буд. вр.), взойдёт (буд. вр.).

«Безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: молчал (мóлча), весело (весёлый), говорят (разговóрчивый), золотой (зóлото), гребешок (грéбень), головушка (гóловы), бородушка (бóроды), закричу (крик).
«Безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»: жёлтенький.
«Парный по звонкости/глухости согласный в середине слова»: гладким (гладок), в хрупкой (хрупок), скорлупке (скорлупа).
«Буквосочетания ЧА-ЩА»: молчал.
«Буквосочетания ЧУ-ЩУ»: закричу.
«Бкончания прилагательных»: жёлтенький.
«Буквосочетания ЖИ-ШИ»: пушистый.
«Правописание приставок»: попискиваю, закричу.