Упражнение 235, с. 129
235. Прочитайте выразительно.
Ещё в полях белеет3 снег,
А воды уж весной шумят2
Бегут и будят сонный2 брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!..»
Ф. Тютчев
• Какую картину вы представили, читая поэтические строки? А что услышали? Какую роль выполняют глаголы в стихотворении?
Глаголы обозначают действие и выражают бесчисленные действия, сопровождающих приход весны.
• Запишите по памяти песню вешних вод. Проверьте себя.
Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!..
Разбор слова «перелетали» как часть речи
Белеет - гл. (что делает?). Н. ф. - белеть. В наст. вр., в ед. ч., сказуемое.
Разбор слов «шумят», «сонный» по составу
шумят, сонный
Упражнение 236, с. 129
236. Прочитайте.
(По)везло хомяку — (на)ткнулся (на)птичье гнездо, лежат (на)земле два большущих яйца. (За)бирай и пируй!
Только вот лапками яйцо (не) (об)хватишь — (вы)скальзывает. И (за)щёку (не) (за)толкать — (не) (по)мещается. А бросить жалко.
Возился хомяк, (при)меривался, пыхтел, сопел — (не)получается. Тогда (у)пёрся лбом (в)яйцо и (по)катил к себе (в)нору. Если дело не (по)зубам, не (по)лапам — головой работать надо!
Н. Сладков
• Спишите, раскрывая скобки. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
• Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?
Если дело не по зубам, не по лапам — головой работать надо!
• Озаглавьте текст так, чтобы в названии была отражена главная мысль.
Головой работать надо!
Повезло хомяку — наткнулся на птичье гнездо, лежат на земле два большущих яйца. Забирай и пируй!
Только вот лапками яйцо не обхватишь — выскальзывает. И за щёку не затолкать — не помещается. А бросить жалко.
Возился хомяк, примеривался, пыхтел, сопел — не получается. Тогда упёрся лбом в яйцо и покатил к себе в нору. Если дело не по зубам, не по лапам — головой работать надо!