Упражнение 91, с. 51
91. Прочитайте. Вставьте в предложения слово конь, употребив его в нужном падеже.
1. Запряги ...! 2. Не гони ... кнутом. 3. Сними с ... уздечку! 4. ... легко дрессировать. 5. Возраст ... определяют по зубам. 6. Расскажи мне про ... .
• Скажите, легко или трудно определить падеж имени существительного конь в каждом предложении. Почему?
Трудно, потому что в родительном и винительном падеже слово конь отвечает на одни и те же вопросы и имеет одно и то же окончание.
• Запишите предложения, вставляя пропущенное слово. Объясните, как вы определяли падеж имени существительного конь в каждом предложении.
В.п.
1. Запряги коня!
В.п.
2. Не гони коня кнутом.
Р.п.
3. Сними с коня уздечку!
В.п.
4. Коня легко дрессировать.
Р.п.
5. Возраст коня определяют по зубам.
В.п.
6. Расскажи мне про коня.
Чтобы определить родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода, можно использовать приёмы замены этих существительных одушевлёнными именами существительными женского рода или неодушевлёнными именами существительными мужского рода в тех же падежах.
Р. п. (нет) кого? коня (девочки, лисы).
В. п. (вижу) кого? коня (лису, стол).
Упражнение 92, с. 51
92. Прочитайте слова и признаки трёх падежей.
1. Вопросы: кто? что?
Предлоги: нет.
Член предложения: подлежащее.
2. Вопросы: кого? что?
Предлоги: за, через, про.
3. Вопросы: кого? чего?
Предлоги: от, до, без, из.
• Определите по признакам падеж. Поставьте каждое имя существительное в данные падежи. Каким членом предложения являются имена существительные в этих падежах?
1. Именительный падеж. Подлежащее.
2. Винительный падеж. Втор. чл.
3. Родительный падеж. Втор. чл.
• Составьте предложения с одним из имён существительных. Неодушевлённое имя существительное употребите сначала в винительном падеже, потом в именительном. А одушевлённое — сначала в родительном падеже, а затем в винительном.
• Запишите составленные предложения.
Мы пошли купаться на озеро. Вдали блестело озеро. ©
Из-за пенька торчали уши зайца. В зоопарке мы посмотрели на зайца.