Упражнение 216, с. 122
216. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Запишите.
Расти — рос (м. р.), росла (ж. р.), росло (ср. р.); упасть, говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть.
• Выделите окончания глаголов.
м.р. ж.р. ср.р.
Расти — рос, росла, росло;
м.р. ж.р. ср.р.
упасть — упал, упала, упало;
м.р. ж.р. ср.р.
говорить — говорил, говорила, говорило;
м.р. ж.р. ср.р.
поднять — поднял, подняла, подняло;
м.р. ж.р. ср.р.
гореть — горел, горела, горело;
м.р. ж.р. ср.р.
звенеть — звенел, звенела, звенело;
м.р. ж.р. ср.р.
цвести — цвёл, цвела, цвело;
м.р. ж.р. ср.р.
играть — играл, играла, играло.
Упражнение 217, с. 122
217. Прочитайте.
Что-то вдруг загр..хотало!
И огнём заполыхало!
И б..рёза заст..нала
И руками зам..хала!
И осина!.. И сосна!..
Верно, думали, война...
Э. Мошковская
• О чём это стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла в глаголы приставка за-?
Это стихотворение о грозе. Эти строки вызывают тревожное настроение. Глаголы (загрохотало, заполыхало, застонала, замахала) передают такое настроение. Приставка за-обозначает начало действия.
• Спишите. Определите род и число глаголов (или только число). Выделите окончания.
ср. р. ед. ч.
Что-то вдруг загрохотало!
ср. р. ед. ч.
И огнём заполыхало!
ж. р. ед. ч.
И берёза застонала
ж. р. ед. ч.
И руками замахала!
И осина!.. И сосна!..
мн. ч.
Верно, думали, война...
Упражнение 218, с. 122
218. Найдите в словаре синонимов и антонимов по две пары глаголов. Запишите их сначала в неопределённой форме, а затем в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
Беспокоить, тревожить; беспокоил, тревожил.
Говорить, сообщать; говорил, сообщал.
Думать, мыслить. Думал, мыслил.
Вянуть - цвести; вял - цвёл.
Поощрить - наказать; поощрил - наказал.
Молчать — говорить. Молчал — говорил.
Находить — терять. Находил — терял.