§ 12—13 Культурное пространство Европы, страница 86

Какие сюжеты были наиболее популярны в искусстве века Просвещения?

1 Культура эпохи Просвещения

● Как связаны перемены в культуре с идеологией века Просвещения?

 Ответ: Перемены в культуре были напрямую связаны с идеологией Просвещения. Культура стала более светской, появился интерес к простому человеку и его чувствам, вера в разум и прогресс, что отражало главные идеи просветителей.

2 Архитектура и живопись

Робинзон Крузо. Иллюстрация из издания 1785 г.
△ Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Чем, по мнению художника, Робинзон Крузо смог обзавестись на необитаемом острове?

 Ответ: Художник, вероятно, показывает, что Робинзон смог обзавестись жилищем, орудиями труда, одеждой из шкур, вырастить урожай и вообще создать себе все условия для выживания благодаря своему труду и разуму.

● Опираясь на иллюстрации к параграфу, продемонстрируйте различия между живописью эпохи рококо и классицизма.

 Ответ: Живопись рококо (как у Ватто) — легкая, изящная, с светлыми цветами, о чувствах и развлечениях. Классицизм (как у Давида) — строгий, с четкими линиями, на героические и античные сюжеты, воспевает добродетель и патриотизм.

3 Литература как отражение эпохи

Из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»
● Как вы думаете, что заставляет Свифта настолько критично относиться к истории? Выявите связь между словами Свифта и идеями века Просвещения.

 Ответ: Свифта заставляет так критично относиться к истории его разочарование в людской глупости, жадности, лживости правителей и несправедливости. Это связано с идеями Просвещения, которые критиковали существующие порядки и верили, что разум должен победить предрассудки.

● Перечислите направления, господствовавшие в литературе XVIII в.

 Ответ: В литературе XVIII века господствовали такие направления, как классицизм, сентиментализм, сатира (как у Свифта) и готический роман.

4 Расцвет музыки

● Используя дополнительные источники, выявите сходства и различия между сюжетами, которые затрагивали в музыке композиторы XVIII в.

 Ответ: Композиторы XVIII века писали и духовную, и светскую музыку. Сходства: обращались к античным и библейским сюжетам (оперы-сериа), воспевали природу и человеческие чувства. Различия: Гендель — мощные оратории, Моцарт — лиричные и изящные оперы и симфонии, Гайдн — жизнерадостные симфонии, Бах — глубокие религиозные размышления.

5 Метаморфозы театра

● Чем вызваны, на ваш взгляд, изменения в европейском театре? Как они связаны с изменениями в других видах искусства?

 Ответ: Изменения в театре вызваны общим духом Просвещения — стремлением к реализму, критикой общества и интересом к простому человеку. Это связано с литературой (появление реалистичных пьес Гольдони) и архитектурой (строительство новых театров с хорошей акустикой).

Вопросы и задания

1. Почему, с вашей точки зрения, в эпоху Просвещения стал столь популярен классицизм?
2. Какие направления существовали в литературе XVIII в.?
3. Назовите и охарактеризуйте выдающихся композиторов XVIII в.
4. Проследите связь идей, заложенных в романе «Робинзон Крузо», с протестантизмом.

1. Почему, с вашей точки зрения, в эпоху Просвещения стал столь популярен классицизм?
Ответ: Классицизм стал популярен, потому что просветители видели в Античности образец гармонии, разума, героизма и гражданских добродетелей, к которым они призывали вернуться.

2. Какие направления существовали в литературе XVIII в.?
Ответ: В литературе XVIII века существовали классицизм, сентиментализм, сатира, роман в письмах и готический роман.

3. Назовите и охарактеризуйте выдающихся композиторов XVIII в.
Ответ: Иоганн Себастьян Бах — великий органист, писал глубокую духовную музыку. Вольфганг Амадей Моцарт — виртуоз, его музыка легкая и лиричная. Йозеф Гайдн — мастер симфоний, воспевал природу и радость. Георг Фридрих Гендель — автор мощных опер и ораторий.

4. Проследите связь идей, заложенных в романе «Робинзон Крузо», с протестантизмом.
Ответ: В романе видна протестантская идея: Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Робинзон, оказавшись один, не отчаивается, а упорно трудится, и его труд и вера приводят к спасению.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
(1783) и ответьте на вопросы.
«Я бы ему сказал... что, где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна и что только мелкие людишки боятся мелких статеек. <…> Пока я пребывал на казённых хлебах, в Мадриде была введена свободная продажа любых изделий, вплоть до изделий печатных, и что я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности, должностных лиц, благонадёжных корпораций, Оперного театра, равно как и других театров, а также всех лиц, имеющих к чему-либо отношение, — обо всём же остальном я могу писать совершенно свободно под надзором двух-трёх цензоров».

● 1. Что автора и его героя Фигаро возмущает в современных им порядках? 2. Почему, по вашему мнению, эта пьеса запрещалась во Франции?

● 1. Что автора и его героя Фигаро возмущает в современных им порядках?
Ответ: Их возмущает отсутствие свободы слова и критика, цензура, которая запрещает говорить правду о власти, религии и важных лицах.

● 2. Почему, по вашему мнению, эта пьеса запрещалась во Франции?
Ответ: Пьеса запрещалась, потому что она высмеивала аристократию и старые порядки, призывала к свободе и равенству, что было опасно для королевской власти перед Великой французской революцией.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности следующие произведения (по времени их появления): 1) «Путешествия Гулливера»; 2) «Страдания молодого Вертера»; 3) «Жизнь и необыкновенные удивительные приключения Робинзона Крузо»; 4) «Принцесса Турандот».

Ответ: 3) «Жизнь и необыкновенные удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719); 1) «Путешествия Гулливера» (1726); 4) «Принцесса Турандот» (1761); 2) «Страдания молодого Вертера» (1774).

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «рококо». Используя Интернет, подготовьте сообщение об одном из известных архитектурных сооружений в этом стиле.

 Ответ: Рококо — это художественный стиль, для которого характерны легкость, изящество, причудливые формы, завитки, похожие на раковины, светлые цвета и игривые сюжеты. Он был воплощением радости жизни и развлечений.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие сюжеты были наиболее популярны в искусстве века Просвещения?

 Ответ: Наиболее популярны были светские сюжеты, особенно обращение к Античности как образцу для подражания, а также сюжеты о простом человеке, его чувствах и жизни. Во-первых, в живописи и литературе героями стали обычные люди, а не только боги и короли. Во-вторых, в архитектуре и драматургии активно использовались античные мотивы, которые символизировали разум и добродетель. В-третьих, в театре и литературе популярной стала сатира, критикующая общественные пороки.