Итоги главы I, страница 96

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ

1. Чем, с вашей точки зрения, объясняется огромный интерес европейцев XVIII в. к дальним плаваниям, географическим открытиям и в целом к другим регионам мира?
2. Проанализируйте, какие последствия для Европы и всего мира имело «европейское чудо».
3. Что нового внёс XVIII век в повседневную жизнь, в семейные отношения, в воспитание детей?
4. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран в это время были монархиями?
5. Как и с какой целью просветители стремились изменить общество?
6. Была ли художественная культура связана с идеологией Просвещения? Обоснуйте свой ответ.
7. Как изменились европейские монархии в XVIII в.? В каких из них реформы просвещённого абсолютизма оказались наиболее успешными?
8. Какие страны в XVIII в. столкнулись с наибольшими проблемами и почему?
9. Смогли ли великие державы добиться установления системы равновесия в Европе? Обоснуйте свой ответ.

  1. Чем, с вашей точки зрения, объясняется огромный интерес европейцев XVIII в. к дальним плаваниям, географическим открытиям и в целом к другим регионам мира?
    Ответ: Их интересовали новые земли для колоний, ресурсы, торговля и научные знания.

  2. Проанализируйте, какие последствия для Европы и всего мира имело «европейское чудо».
    Ответ: Европа стала лидером мира, усилилась торговля и колониальная экспансия, а другие регионы попали под её влияние.

  3. Что нового внёс XVIII век в повседневную жизнь, в семейные отношения, в воспитание детей?
    Ответ: В городах стало чище и безопаснее, в семьях появилось больше уединения, а к детям стали относиться как к отдельным личностям, а не маленьким взрослым.

  4. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран в это время были монархиями?
    Ответ: Они общались через книги, письма и салоны, чувствуя себя гражданами мира разума, а не подданными королей.

  5. Как и с какой целью просветители стремились изменить общество?
    Ответ: Они критиковали старые порядки, церковь и несправедливость, чтобы сделать общество более разумным, свободным и справедливым с помощью образования и реформ.

  6. Была ли художественная культура связана с идеологией Просвещения? Обоснуйте свой ответ.
    Ответ: Да, потому что в искусстве, литературе и архитектуре отражались идеи разума, свободы и критики старого общества.

  7. Как изменились европейские монархии в XVIII в.? В каких из них реформы просвещённого абсолютизма оказались наиболее успешными?
    Ответ: Монархи проводили реформы образования, налогов и управления. Наиболее успешными они были в Пруссии при Фридрихе II и в Австрии при Марии Терезии.

  8. Какие страны в XVIII в. столкнулись с наибольшими проблемами и почему?
    Ответ: Франция — из-за финансовых трудностей и сопротивления реформам; Речь Посполитая — из-за слабой власти и разделов.

  9. Смогли ли великие державы добиться установления системы равновесия в Европе? Обоснуйте свой ответ.
    Ответ: Да, после войн за наследство и Семилетней войны сложилось равновесие между пятью державами, и ни одна не могла доминировать.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни Европы происходят в XVIII в.?

Ответ: В политике усилилась централизация и прошли реформы просвещённого абсолютизма. В экономике выросла торговля, началась промышленная революция. В обществе укрепились национальные идеи, изменилась семья и отношение к детям. В культуре распространились идеи Просвещения, научные открытия и новые формы общения.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

1 Транспортная революция XVIII столетия. Опираясь на материалы главы и дополнительные источники информации, соберите сведения о развитии разных видов транспорта в нескольких странах Европы в XVIII в. (по выбору). Выясните, какие новые виды транспорта появились и как они развивались.
2 Деятели искусства в эпоху Просвещения. Опираясь на материалы главы и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о деятельности одного из выдающихся архитекторов / художников / писателей / композиторов XVIII в. (на ваш выбор). Чем прославился данный деятель искусства? Каковы его наиболее известные произведения? Выясните, чем интересна его деятельность и что нового она привнесла в развитие культуры.
3 Деятели науки в эпоху Просвещения. Опираясь на материалы главы и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение об одном из выдающихся деятелей науки XVIII в. (на ваш выбор). Выясните, чем он знаменит, каковы его работы. Сделайте вывод о том, что нового его деятельность привнесла  в развитие конкретной области науки.