§ 11 Наука, образование, воспитание, страница 78

Какая из этих трёх сфер — наука, образование или воспитание — в век Просвещения изменилась в наибольшей степени?

1 Наука эпохи Просвещения

● Какие открытия были совершены в век Просвещения?

 Ответ: Век Просвещения — это время многих открытий: запуск воздушного шара братьев Монгольфье, возникновение палеонтологии, открытие кислорода и "химическая революция" Лавуазье, создание классификации растений и животных Линнеем, открытие планеты Уран Гершелем, работы по небесной механике Лапласа, изобретение телеграфа Шаппа, развитие экономической науки Адамом Смитом.

2 Развитие экономических теорий

● Как вы думаете, почему физиократы считали производительным классом только земледельцев?

 Ответ: Физиократы считали, что настоящее богатство создает земля и сельское хозяйство, а не торговля или промышленность. Поэтому только труд земледельцев они называли производительным.

3 Образование для всех

● Чем Фридрих II объяснял необходимость принятия этого регламента? Чему должны были учить школьников?

 Ответ: Фридрих II объяснял это тем, что школьное дело пришло в упадок, и молодые люди росли в невежестве. Школьников должны были учить христианскому вероучению, читать, писать, говорить и давать ответы по учебникам.

● Как вы думаете, почему именно в XVIII в. создаются в таком количестве специализированные высшие учебные заведения?

 Ответ: Потому что государствам нужны были квалифицированные кадры — инженеры, военные, торговцы — для развития экономики и усиления своей власти.

4 Человек цивилизованный

● Какой смысл вкладывали в слово «цивилизованный» в эпоху Просвещения?

 Ответ: "Цивилизованный" человек — это тот, кто умеет себя вести, обладает хорошими манерами, четкими моральными ценностями, следит за чистотой и гигиеной, говорит на литературном языке. Такой человек противопоставлялся "дикарю".

Вопросы и задания

1. Докажите, что развитие науки и философии Просвещения связаны между собой.
2. Подготовьте презентацию об одном из экономистов XVIII в.
3. Выделите новые черты в образовании XVIII в. и объясните эти изменения.
4. Объясните связь между изменением отношения к воспитанию детей в XVIII в. и научной революцией.

1. Докажите, что развитие науки и философии Просвещения связаны между собой.
Ответ: Ученые и философы вместе верили в силу разума и прогресс. Научные открытия, например, Лавуазье или Лапласа, подтверждали идеи просветителей о том, что мир можно познать и улучшить с помощью знаний.

2. Подготовьте презентацию об одном из экономистов XVIII в.
Ответ: Можно подготовить презентацию об Адаме Смите, который написал книгу "Богатство народов" и говорил о "невидимой руке" рынка и свободе торговли.

3. Выделите новые черты в образовании XVIII в. и объясните эти изменения.
Ответ: Новые черты: образование стало более светским и доступным, появились реальные школы с практическими знаниями, выросла грамотность, государство стало контролировать обучение, чтобы готовить нужных специалистов.

4. Объясните связь между изменением отношения к воспитанию детей в XVIII в. и научной революцией.
Ответ: После научной революции мир перестал казаться таким страшным и непредсказуемым. Люди поняли, что и человека можно изменить с помощью правильного воспитания, чтобы развить его таланты и сделать "цивилизованным".

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в правильной хронологической последовательности события: 1) открытие первой телеграфной линии Париж—Лилль; 2) открытие института для обучения молодых купцов в Гамбурге; 3) начало работы над реформой системы мер и весов; 4) начало публикации «Энциклопедии…» Дидро и ДАламбера; 5) открытие планеты Уран.

Ответ: 4) начало публикации «Энциклопедии…» Дидро и Д’Аламбера (1751-1780); 2) открытие института для обучения молодых купцов в Гамбурге (1771); 5) открытие планеты Уран (1781); 3) начало работы над реформой системы мер и весов (1790); 1) открытие первой телеграфной линии Париж—Лилль (1794).

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните, что входило в понятие «воспитанный человек». Почему оно появилось?

Ответ: "Воспитанный человек" — это тот, кто обладает хорошими манерами, моральными ценностями, следит за своим внешним видом, речью и гигиеной. Это понятие появилось, потому что в XVIII веке возникла идея, что человека можно и нужно целенаправленно формировать через воспитание.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какая из этих трёх сфер — наука, образование или воспитание — в век Просвещения изменилась в наибольшей степени?

 Ответ: В наибольшей степени изменилось образование. Во-первых, оно стало более массовым и светским, выросла грамотность. Во-вторых, появились новые типы школ, например, реальные училища, и специализированные высшие учебные заведения для подготовки нужных государству кадров. В-третьих, государство активно взяло образование под свой контроль.