§ 2 Эпоха Просвещения, страница 16
В чём состояли достоинства и слабости общественной мысли Просвещения?
1 Что такое Просвещение
● Какие характерные особенности имела просветительская мысль?
Ответ: Просветительская мысль характеризовалась рационализмом (вера во всесилие разума), стремлением к секуляризации (светский характер общества) и натурализмом (поиск основ морали и права в природе).
2 Где началось Просвещение
● В чём состояла противоречивость воззрений Локка?
Ответ: Локк выступал за права людей и веротерпимость, но на практике ограничивал эти права только белыми имущими гражданами, не распространял их на католиков, атеистов и чернокожих, а сам участвовал в работорговле.
3 Как французские просветители стали властителями дум в Европе и Америке
● В чём заключалась противоречивость социально-политических идей Просвещения?
Ответ: Просветители критиковали недостатки общества, но сами жили при Старом порядке, занимали выгодные должности и пользовались поддержкой властей, не желая его разрушения.
4 Как в эпоху Просвещения складывались новые формы общения
● В чём заключалась новизна тех форм поведения, которые складывались в «параллельном» публичном пространстве?
Ответ: Новизна заключалась в создании внесословных, демократических форм общения (салоны, кафе, клубы), где ценились ум и талант, а не происхождение, и где формировались новые социальные нормы.
● Подумайте и обсудите в классе, что могла иметь в виду императрица России, произнося фразу о «плохих делах».
Ответ: Екатерина II имела в виду, что абстрактные идеи просветителей, применимые на бумаге, могут привести к негативным последствиям в реальности, где приходится учитывать сложность человеческой природы и общественных отношений.
Вопросы и задания
1. Что такое рационализм? В чём его достоинства, недостатки?
2. Как вы думаете, почему во время Французской революции идею о естественных правах человека будут называть «оружием разрушителей»?
3. Сравните, как звучала теория разделения властей у Дж. Локка и у Монтескьё. Что в них общего и в чём различия?
4. С чем, по-вашему, связано двойственное отношение Вольтера к церкви и религии?
5. Какие виды интеллектуальных кружков существовали в Европе в XVIII в.?
Ответы:
1. Что такое рационализм? В чём его достоинства, недостатки?
Ответ: Рационализм — вера в человеческий разум как главный источник знаний и критерий истины. Достоинства: способствовал научному познанию и критике предрассудков. Недостатки: приводил к отрицанию традиций и обычаев, которые просветители не могли объяснить, и к уверенности в непогрешимости собственного разума.
2. Как вы думаете, почему во время Французской революции идею о естественных правах человека будут называть «оружием разрушителей»?
Ответ: Потому что теория естественных прав использовалась для обвинения правительства в тирании и оправдания его свержения, что делало её мощным идеологическим инструментом революционеров.
3. Сравните, как звучала теория разделения властей у Дж. Локка и у Монтескьё. Что в них общего и в чём различия?
Ответ: Общее: обе теории разделяют власть для предотвращения деспотизма. Различия: Локк выделял законодательную, исполнительную и федеративную власти, а Монтескьё — законодательную, исполнительную и судебную, придав теории современный вид.
4. С чем, по-вашему, связано двойственное отношение Вольтера к церкви и религии?
Ответ: Вольтер критиковал церковь за фанатизм и нетерпимость, но считал религию необходимой для контроля над народными массами и поддержания общественного порядка.
5. Какие виды интеллектуальных кружков существовали в Европе в XVIII в.?
Ответ: Существовали читательские клубы, академии (столичные и провинциальные), литературные салоны, кафе, а также музеи, литературные общества и читальни.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) издание трактата Монтескьё «О духе законов»; 2) деятельность Джона Локка в Англии; 3) выход в свет «Энциклопедии…» Дидро и Д’Аламбера во Франции.
Ответ: 1) Деятельность Джона Локка в Англии (конец XVII в.); 2) Издание трактата Монтескьё «О духе законов» (1748 г.); 3) Выход в свет «Энциклопедии…» Дидро и Д’Аламбера во Франции (1751–1780 гг.).
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните смысл понятия «Просвещение».
Ответ: Просвещение — это идейное и культурное движение в Европе XVIII века, основанное на вере в разум, критике традиционных устоев и стремлении к светскому, рациональному переустройству общества.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: В чём состояли достоинства и слабости общественной мысли Просвещения?
Ответ: Достоинства общественной мысли Просвещения заключались в продвижении рационализма, секуляризации и критике устаревших институтов, а слабости — в противоречивости идей, отрыве от практики и игнорировании исторического контекста.
Обоснование:
Достоинства: Рационализм и критика религии способствовали развитию науки и веротерпимости, а идеи естественных прав и разделения властей заложили основы современных демократических систем.
Слабости: Противоречия в воззрениях просветителей (например, поддержка прав лишь для избранных групп) и абстрактность теорий (как «естественные права») часто игнорировали реальные социальные условия, что могло вести к радикальным последствиям, как во время революций.