Глава III Мир вне Европы в XVIII — начале XIX в., страница 161
Каковы формы и последствия вмешательства европейцев в дела государств Азии и Африки в XVIII — начале XIX в.?
§ 23—24 Вокруг света во времена капитана Кука, страница 162
Как путешествия способствовали изменению представлений о мире в XVIII — начале XIX в.?
1 Человек путешествующий
● Как и почему в XVIII в. расширился круг людей, совершавших дальние путешествия?
2 География и политика
● Почему миф о Неведомой Южной земле не могли опровергнуть на протяжении двух веков?
3 Плавания капитана Кука
● Какие открытия совершил капитан Кук?
4 Плавание Лаперуза
● О каких характерных для XVIII в. чертах организации путешествий и отношения к неевропейским народам свидетельствует инструкция?
△ Проследите по карте (на с. 236—237) маршрут экспедиции Лаперуза.
● Почему Франция придавала большое значение экспедиции Лаперуза?
5 Австралия и Океания
● Чем колонизация Австралии отличается от более ранних колониальных захватов англичан?
6 Путешествия и открытия начала XIX в.
● Почему Гумбольдт считается одним из величайших географов своего времени, хотя он не открывал новых географических объектов?
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как вы думаете, почему король считает нужным лично инструктировать мореплавателя?
2. Какую роль сыграли путешествия в развитии европейской науки и культуры XVIII в.?
3. Почему мореплаватели так упорно искали Южную землю? Чем закончились эти поиски?
4. Почему наибольшее число исследовательских экспедиций в XVIII — начале XIX в. отправляли именно Англия и Франция?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) начало экспедиции де Лаперуза к о. Сахалин; 2) начало первой экспедиции Дж. Кука; 3) путешествие А. фон Гумбольдта и Э. Бонплана по Америке; 4) смерть Дж. Кука.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывки из отчёта Джеймса Кука о его втором плавании, выполните задания и ответьте на вопросы.
«Я обошёл океан южного полушария на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания.
Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убеждён, что такая земля там есть, и возможно, что мы
видели часть её. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов, всё это доказывает, что земля на юге должна быть.
Три года и 18 дней плавал я вдали от Англии, и за это время, несмотря на частую перемену климата, потерял только четырёх человек, и из них только один умер от болезни. Поэтому я не могу не упомянуть …о мерах, которые способствовали тому, что по воле Провидения я добился столь необычного успеха в сохранении здоровья моих людей.
Квашеная капуста, которую мы имели в избытке, не только превосходный вид растительной пищи, но и прекрасное противоцинготное средство. …Лимонный и апельсиновый соки с успехом применялись нашим лекарем для излечения цинги.
Команда несла вахту в три смены (от этого правила отступления допускались лишь в исключительных случаях). Таким образом, люди не были подвержены всё время воздействию дурной погоды и всегда имели возможность высушить и сменить свою одежду.
Особенное внимание я обращал на сушку и проветривание гамаков, постелей и одежды, требуя, чтобы постельные принадлежности, бельё и верхнее платье всегда содержались чистыми и сухими. Эти же требования предъявлялись и ко всем межпалубным помещениям.
Опасности и трудности плавания в холодных водах в известной мере возмещались единственной радостью — свежей водой, которую мы получали в огромном количестве, перетапливая лёд».
● 1. Определите основные темы фрагментов отчёта Кука и дайте им краткие заглавия.
2. Что можно сказать о кругозоре, интересах и чертах характера Кука на основании приведённых отрывков? Свой ответ обоснуйте. 3. О каких заслугах и достижениях Кука, помимо географических исследований, свидетельствуют приведённые отрывки? 4. Для каких сфер жизни могли быть полезны наблюдения мореплавателя?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните происхождение и смысл понятия «исследовательская экспедиция».
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как путешествия способствовали изменению представлений о мире в XVIII — начале XIX в.?