§ 3 Общество Старого порядка, страница 24

Какие изменения происходят в европейском обществе в XVIII в.?

Семья Фурдринье. Художник Дж. Даунман.
△ К какому сословию можно отнести семью, изображённую на картине? Обоснуйте  свою точку зрения.

 Ответ: Семью на картине можно отнести к третьему сословию (буржуазии), так как их одежда, обстановка и внешний вид отражают достаток, но отсутствуют признаки аристократического происхождения (гербы, дорогие украшения).

1 В поисках единства.

● Почему, на ваш взгляд, в европейском обществе преобладал не космополитизм, а национальные идеи? Поясните вашу точку зрения.

 Ответ: Национальные идеи преобладали из-за укрепления государств, роста торговли, формирования общего культурного пространства и реакции на религиозные войны, которые подчеркнули различия между народами. Космополитизм оставался идеей интеллектуалов, но не масс.

2 Трансформация средневековых сословий

Из книги С. Мерсье «Картины Парижа»
● Как вам видится, серьёзно ли говорит Мерсье или шутит? Докажите свою точку зрения. Какую мысль, на ваш взгляд, он хочет донести до читателя?

 Ответ: Мерсье говорит серьёзно, но с иронией. Он критикует дворянство, показывая, что торговля (буржуазия) более полезна обществу, чем праздность аристократии. Его цель — доказать несправедливость привилегий дворянства.

● Каковы были причины трансформации средневековых сословий в XVIII в.?

 Ответ: Причины: развитие капитализма, обеднение дворянства, рост буржуазии, аграрная революция, государственные реформы (например, отмена налоговых привилегий) и влияние идей Просвещения.

3 Создание семьи

● Обсудите в классе вопрос: только ли традиция определяла социальные роли в семье или были и какие-то другие причины?

 Ответ: Социальные роли определялись не только традицией, но и экономическими факторами: необходимость финансовой независимости, приданое, наследование имущества, а также практические потребности (например, работа женщин в поле или ремесле).

4 Отношение к детям

● Как вы думаете, почему считалось, что ребёнок должен как можно скорее стать взрослым?

 Ответ: Из-за высокой детской смертности, экономической необходимости (дети рано начинали работать), а также представлений о том, что мир полон опасностей, и нужно быстро адаптироваться к ним.

Вопросы и задания

1. Какие изменения происходили в положении дворянского сословия в течение XVIII в.?
2. Чем отличалась семья в XVIII в. от современной семьи?
3. Какие причины приводили к увеличению числа бедняков в деревне и в городе в XVIII в.?
4. Обратившись к дополнительным источникам информации, выясните, как изменилось положение детей в XVIII в. по сравнению с ранним Новым временем. Чем можно объяснить эти изменения?
5. Найдите картины художников XVIII в., на которых показаны дети. Выявите общее и различное в изображениях детей.

Ответы:

1. Какие изменения происходили в положении дворянского сословия в течение XVIII в.?
Ответ: Дворянство теряло экономическое и политическое влияние: разорялось из-за революции цен, оттеснялось от управления чиновниками, лишалось налоговых привилегий. Часть дворян обратилась к предпринимательству (промышленность, торговля).

2. Чем отличалась семья в XVIII в. от современной семьи?
Ответ: Брак заключался по экономическим расчётам, а не по любви; дети рано начинали работать; высокий уровень детской смертности; чёткое разделение гендерных ролей; многодетность.

3. Какие причины приводили к увеличению числа бедняков в деревне и в городе в XVIII в.?
Ответ:

  • В деревне: аграрная революция и расслоение крестьянства, разорение мелких землевладельцев.

  • В городе: разорение ремесленников из-за роста мануфактур, приток безработных из деревни.

4. Обратившись к дополнительным источникам информации, выясните, как изменилось положение детей в XVIII в. по сравнению с ранним Новым временем. Чем можно объяснить эти изменения?
Ответ: Дети стали восприниматься не как «маленькие взрослые», а как отдельная возрастная группа: появились специальные книги, игрушки, улучшились условия содержания. Это связано с идеями Просвещения и ростом внимания к воспитанию.

5. Найдите картины художников XVIII в., на которых показаны дети. Выявите общее и различное в изображениях детей.
Ответ:

  • Общее: дети изображались в рамках семейных портретов, часто в богатой одежде.

  • Различное: в образах детей из высших сословий подчёркивалась их «миниатюрная взрослость», а в жанровых сценах — их участие в труде (например, у У. Хогарта).

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из книги аббата Э. Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?»
(1789). Выполните задания и ответьте на вопросы.
«1. Что такое третье сословие? — Всё.
2. Чем оно было в политической системе до сих пор? — Ничем.
3. Чего оно требует? — Быть чем-то. <…>
Здесь достаточно дать понять, что пресловутая польза привилегированного сословия для общества — лишь химера, что и без него всё самое трудное служение обществу берёт на себя третье сословие, что без него высшие должности замещались бы несравненно лучше, поскольку по природе своей они должны быть уделом и наградой для талантов и признанных заслуг. <…>
Так кто осмелится сказать, что третье сословие не обладает всем необходимым, чтобы сформировать целую нацию? Это сильный и неутомимый человек, одна из рук которого пока ещё в цепях. Если избавиться от привилегированного сословия, нация не станет чем-то меньшим, она сделается лишь большим. Так что же такое третье сословие? Всё, но это всё сковывают и подавляют его. Чем оно станет без привилегированных? Всем, но всем процветающим и свободным. Ничто без него не придёт в движение, и всё пойдёт куда лучше без других».

● 1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий? Выясните, что означает термин «химера» и что имеет в виду автор текста, используя его. 2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор? 3. Обсудите в классе, что Сийес понимал под нацией.

Ответ:

  1. Сийес доказывает, что привилегированные сословия бесполезны, так как третье сословие выполняет всю работу. «Химера» — это иллюзия, миф. Автор означает, что польза дворянства и духовенства — это обман.

  2. Он призывал к уничтожению привилегий и передаче власти третьему сословию.

  3. Сийес понимал нацию как свободный народ, состоящий из равных граждан, который должен сам управлять собой.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните происхождение и смысл понятия «нация». Что, на ваш взгляд, объясняет столь разные представления о нации в разных странах? Докажите вашу точку зрения. Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы в XVIII в.? Чем гордились?

Ответ:

  • Нация — историческая общность людей, объединённых языком, культурой и историей. Разные представления возникали из-за уникальных путей формирования государств: например, в Англии и Франции нации сложились раньше, а в Германии и Италии — позже.

  • Англичане гордились своим языком, морским могуществом и протестантской верой.

  • Французы — культурой, территорией и ролью «просветителей мира».

  • Немцы — древней историей, языком и моральными качествами.

  • Итальянцы — наследием Древнего Рима и культурным превосходством.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие изменения происходят в европейском обществе в XVIII в.?

Ответ: В XVIII в. европейское общество претерпело глубокие изменения, связанные с ростом национального самосознания, трансформацией сословий и эволюцией семейных ценностей.
Обоснование:

  1. Формирование наций: Население стран like Франции и Англии осознало себя едиными общностями на основе общего языка, культуры и истории, что подрывало сословные границы и укрепляло государственность.

  2. Кризис сословной системы: Дворянство теряло экономическое и политическое влияние из-за обеднения, конкуренции с буржуазией и государственных реформ, в то время как третье сословие (особенно буржуазия) усиливало свою роль.

  3. Изменение отношения к семье и детям: Семья оставалась экономическим союзом, но под влиянием Просвещения дети перестали восприниматься как «маленькие взрослые» — появились специальные книги, игрушки и более гуманные подходы к воспитанию.

Эти изменения подготовили почву для революций и модернизации общества в XIX веке.