§ 16 Французская революция: конец Старого порядка и установление республики, страница 117

Что привело к падению монархии во Франции? 

1 От реформ к революции

● Можно ли увидеть в этих событиях пролог революции? Докажите свою точку зрения.

 Ответ: Да, это был пролог революции. Депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием и поклялись не расходиться, пока не напишут конституцию, что было открытым вызовом королевской власти и началом перехода власти к народу.

2 Революция прав человека

● В чём, как вы думаете, революционеры видели смысл столь масштабных преобразований? С какой целью они проводились?

 Ответ: Революционеры видели смысл в том, чтобы построить новый, разумный мир на основе свободы и справедливости, уничтожив старые привилегии и сословия. Они хотели заменить традиции и произвол чётким законом.

3 Конституционная монархия

● Против каких слоёв общества направлены слова Марата? Почему спасение Франции он связывает с казнями?

 Ответ: Слова Марата направлены против короля, его семьи, генералов, министров, депутатов-контрреволюционеров и всех, кого он считал врагами революции. Он связывал спасение Франции с казнями, потому что верил, что только уничтожение всех врагов революции может спасти её от гибели.

● Проанализируйте, в чём причины того, что Конституция 1791 г. просуществовала столь недолго.

 Ответ: Конституция 1791 года просуществовала недолго, потому что король и многие депутаты не были с ней согласны, а парижские санкюлоты, разочарованные в монархии, штурмом взяли дворец Тюильри и свергли короля, что привело к падению конституционной монархии.

Вопросы и задания

1. Составьте в тетради таблицу революционных преобразований за период 1789—1792 гг.
2. Обсудите в классе, можно ли было, с вашей точки зрения, предотвратить революцию. Если да, что для этого требовалось сделать?
3. Почему санкюлоты разочаровались в монархии?
4. Сравните деятельность Людовика XVI во Франции и Карла I в Англии. Можно ли выявить общие черты и различия? Поясните свой ответ.

1. Ответ: Устно можно перечислить: взятие Бастилии, отмена сословий, «Декларация прав человека и гражданина», принятие Конституции 1791 г., штурм Тюильри).

Таблица революционных преобразований во Франции (1789–1792 гг.)

 
Год Событие/Преобразование Основное содержание/Значение
1789 Начало работы Генеральных штатов (5 мая) Созыв представителей сословий для решения финансового кризиса, но спор о порядке голосования привёл к конфликту.
1789 Образование Национального (затем Учредительного) собрания (17 июня) Депутаты третьего сословия провозгласили себя представителем нации, положив начало переходу власти от короля.
1789 Клятва в зале для игры в мяч (20 июня) Депутаты поклялись не расходиться, пока не будет создана конституция.
1789 Взятие Бастилии (14 июля) Штурм королевской тюрьмы-символа, начало народной революции в Париже.
1789 «Ночь чудес» (4-5 августа) Депутаты-дворяне объявили об отказе от большинства феодальных привилегий.
1789 Принятие Декларации прав человека и гражданина (26 августа) Провозглашение основных принципов: свобода, равенство, народный суверенитет, неприкосновенность прав.
1790 Административная реформа Страна разделена на 83 департамента вместо старых провинций для упразднения местного сепаратизма.
1790 Гражданское устройство духовенства Церковь поставлена под контроль государства: священники стали избираться и приносить присягу нации.
1791 Принятие Конституции (3 сентября) Франция стала конституционной монархией. Законодательная власть — у Законодательного собрания.
1791 Неудачная попытка бегства короля (Вареннский кризис, июнь) Людовик XVI попытался бежать за границу, был пойман, что окончательно подорвало доверие к монархии.
1792 Начало войны с Австрией (20 апреля) Объявление войны «тиранам» по инициативе жирондистов, чтобы подорвать авторитет короля.
1792 Восстание и штурм дворца Тюильри (10 августа) Парижские санкюлоты и Национальная гвардия штурмом взяли королевский дворец, монархия пала.
1792 Созыв Национального Конвента (21 сентября) Новый орган власти, пришедший на смену Законодательному собранию. Провозгласил Францию республикой.
 

2. Ответ: (Дискуссионный вопрос. Возможный ответ: Да, возможно, если бы король Людовик XVI был более решительным и согласился на широкие реформы в начале, а не сопротивлялся им).

3. Ответ: Санкюлоты разочаровались в монархии, потому что их жизнь не улучшилась, а король и аристократия, по их мнению, предавали революцию и мешали реальным переменам.

4. Ответ: Общее: оба короля (Людовик XVI и Карл I) конфликтовали с парламентом из-за власти и денег, и оба были казнены. Различие: Карл I был казнён после гражданской войны, а Людовик XVI — в ходе большой революции, изменившей всё общество.

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) падение монархии; 2) принятие «Декларации прав человека и гражданина»; 3) начало войны Франции с Габсбургами; 4) взятие Бастилии; 5) начало работы Генеральных штатов.

 Ответ: 5) начало работы Генеральных штатов (5 мая 1789 г.); 4) взятие Бастилии (14 июля 1789 г.); 2) принятие «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.); 3) начало войны Франции с Габсбургами (20 апреля 1792 г.); 1) падение монархии (10 августа 1792 г.).

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из «Декларации прав человека и гражданина» (1789), выполните задание и ответьте на вопрос.
«Статья 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
Статья 2. Цель каждого политического союза — сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Статья 3. Любой суверенитет по сути своей принадлежит нации. <…>
Статья 4. Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, пользование каждого человека естественными правами ограничено лишь тем, что обеспечивает другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены лишь законом.
Статья 5. Закон имеет право запрещать лишь действия, наносящие вред обществу. Всё, что не запрещено законом, разрешено, и никто не может быть принуждён делать то, что не предписано законом.
Статья 6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать в его создании лично или через своих представителей. Он должен быть единым для всех, защищает он или карает. <…>
Статья 11. Свободное выражение мыслей и мнений — самое ценное право человека; таким образом, каждый гражданин может свободно высказываться, писать, публиковать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. <…>
Статья 15. Общество имеет право требовать отчёта у любого должностного лица».

● 1. В чём состояли основные принципы, выдвинутые в 1789 г.? 2. Продемонстрируйте связь этих принципов с идеями просветителей.

 Ответ: 1. Основные принципы: свобода, равенство, народный суверенитет (власть принадлежит нации), неприкосновенность прав человека, верховенство закона, свобода слова. 2. Эти принципы напрямую связаны с идеями просветителей, например, Руссо (народный суверенитет) и Монтескьё (разделение властей и верховенство закона).

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните происхождение и смысл понятия «Пантеон». Выясните, откуда французами было заимствовано это понятие, кто из участников Французской революции был захоронен в Пантеоне.

 Ответ: Пантеон — это храм или мавзолей для захоронения великих людей. Понятие заимствовано из Древнего Рима. В Пантеоне во Франции был похоронен, например, граф Мирабо (позже его останки удалили).

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что привело к падению монархии во Франции? 

 Ответ: К падению монархии привели экономический кризис и неудачи короля в проведении реформ, которые вызвали всеобщее недовольство. Кроме того, неудачная война с Австрией и Пруссией и подозрения в предательстве короля окончательно дискредитировали монархию, что привело к народному восстанию и штурму дворца Тюильри.