§12. Половое размножение. Мейоз

Задание №1

Дайте определения понятий.
Половое размножение — _
Гамета — _
Мейоз — _
Кроссинговер — _
Оплодотворение — _

Ответ:

Половое размножение — биологический процесс размножения, заключающийся в соединении генетического материала двух родителей.
Гамета — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в половом размножении.
Мейоз — деление ядра эукариотической клетки с уменьшением числа хромосом в два раза. В результате мейоза образуются гаметы.
Кроссинговер — явление обмена участками гомологичных хромосом во время конъюгации.
Оплодотворение — восстановление генетического аппарата соматических клеток дочернего организма, происходящее в результате процесса слияния женской и мужской гамет.

Задание №2

Напишите, в чём заключается биологическая роль полового размножения.

Ответ:

Биологическая роль полового размножения − увеличение генетического разнообразия потомства, что повышает выживаемость в изменяющихся условиях среды и способствует успеху эволюции вида в целом

Задание №3

Заполните таблицу «Формы полового процесса».

Формы  Характеристика  Примеры
     

 

 

Ответ:

Формы полового процесса

Формы  Характеристика  Примеры
Конъюгация  В ходе неё две инфузории сближаются и обмениваются друг с другом частями генетического материала. При этом обе инфузории могут приобрести новые свойства, полезные для выживания в меняющихся условиях окружающей среды. Однако число особей при этом не увеличилось, поэтому−то конъюгацию у инфузорий называют половым процессом, а не размножением.  Инфузория−туфелька
Копуляция (гаметогамия) При копуляции целые клетки−организмы превращаются в неотличимые друг от друга гаметы и сливаются, образуя зиготу.

Грибы, водоросли, простейшие

Задание №4

Заполните таблицу «Фазы мейоза».

Фазы мейоза Характеристика фаз и их значение
   

 

Ответ:

Фазы мейоза

Фазы мейоза Характеристика фаз и их значение
Профаза 1  В профазу I происходит конъюгация хромосом, а затем кроссинговер. Этот процесс увеличивает генетическое разнообразие образующихся половых клеток.
Метафаза 1 Пары гомологичных хромосом выстраиваются в цитоплазме, образуя метафазную пластинку
Анафаза 1 Гомологичные хромосомы, каждая из которых состоит из двух хроматид, расходятся к противоположным полюсам клетки
Телофаза 1 Образование ядерной мембраны вокруг двух хромосом, деление цитоплазмы
Профаза 2 Растворение ядерной оболочки, спирализация хромосом и образование веретен деления (кроссинговера и конъюгации нет)
Метафаза 2 Расположение гомологичных хромосом по экватору клетки, к каждой хромосоме прикрепляется нить веретена деления
Анафаза 2 Происходит разделение центромер и каждая хроматида становится самостоятельной хромосомой
Телофаза 2 Однохроматидные хромосомы разошлись к полюсам клетки, деление цитоплазмы. В итоге образовалось 4 гаплоидных клетки

Задание №5

Охарактеризуйте биологическое значение мейоза.

Ответ:

Мейоз поддерживает определенное и постоянное число хромосом во всех поколениях каждого вида живых организмов. Обеспечивает многообразие генетического состава гамет в результате кроссинговера. Разнообразное потомство имеет больше шансов выжить, что важно в ходе естественного отбора.

Задание №*6

Заполните таблицу «Сравнение митоза и мейоза».

Ответ:

Сравнение митоза и мейозаГДЗ по Биологии за 9 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни), Пасечник

Задание №7

Закончите предложения.
Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что _ .
Наружное оплодотворение характерно для _, а внутреннее − для _ .
В результате оплодотворения образуется _

Ответ:

Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что в результате этого процесса сначала возникает одноклеточная стадия развития организма — зигота, которая затем, делясь митозом, даёт начало всем тканям и органам нового многоклеточного организма.
Наружное оплодотворение характерно для рыб и амфибий, а внутреннее − для пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
В результате оплодотворения образуется зигота.

Задание №*8

Объясните, почему многие организмы при благоприятных условиях размножаются бесполым путём, а при неблагоприятных переходят к половому размножению. Приведите примеры.

Ответ:

В благоприятных условиях нет смысла тратить дополнительную энергию для размножения половым путем, а при неблагоприятных организмам могут потребоваться новые признаки, которые появляются при половом размножении за счет повышения генетического разнообразия. Например, при недостатке пищи или изменении температуры инфузории переходят к половому размножению, а затем могут превратиться в цисту.

Задание №*9

Известно, что у матки медоносной пчелы, рабочих пчёл, развивающихся из яиц этой самки, в соматических клетках содержится 32 хромосомы. В то же время у самцов медоносной пчелы (трутней) в соматических клетках имеется всего лишь 16 хромосом. Как можно объяснить данное явление?

Ответ:

У медоносных пчел имеет место быть партеногенез − так называемое «однополое размножение» или «девственное размножение» — одна из форм полового размножения организмов, при которой женские половые клетки (яйцеклетки) развиваются во взрослом организме без оплодотворения. Матки развиваются из оплодотворенной яйцеклетки и у них двойной набор хромосом (32), а трутни из неоплодотворенной − их набор хромосом гаплоидный (16).