§18. Решение генетических задач

Задание №1

Закончите предложения.
При скрещивании чистых линий гороха с жёлтыми и зелёными семенами всё первое поколение потомков имело семена _ цвета, так как этот признак является_. Он подавляет проявление _ окраски семян и обозначается буквой _. Подавляемый признак Г. Мендель назвал _. Он обозначается буквой _.

Ответ:

При скрещивании чистых линий гороха с жёлтыми и зелёными семенами всё первое поколение потомков имело семена желтого цвета, так как этот признак является доминантным. Он подавляет проявление зеленой окраски семян и обозначается буквой А.
Подавляемый признак Г. Мендель назвал рецессивным. Он обозначается буквой а.

Задание №2

Используя предложенные фенотипы, определите и запишите генотипы растений гороха, участвующих в скрещивании, типы гамет и генотип полученного потомства (F1).

Проявлением какого закона Г. Менделя является описанный вами пример скрещивания? _

Ответ:

ГДЗ по Биологии за 9 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни), ПасечникПример скрещивания является проявлением закона доминирования или единообразия гибридов первого поколения.

Задание №3

Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения следующей генетической задачи.
Тёмно−зелёная окраска плода арбуза доминирует над полосатой. Какая окраска будет у арбузов, выращенных из семян, полученных при скрещивании гетерозиготных растений и растений сорта с полосатыми плодами? Каково будет соотношение потомства по фенотипу и генотипу?

Ответ:

1. Запишем объект исследования и обозначение генов в таблицу:

Объект  Ген  Признак
Арбуз  А  
    полосатая окраска плодов

2. Определим возможные генотипы и фенотипы:

Генотип  Фенотип
АА Гомозиготное растение с зелёными плодами
Аа  
  Гомозиготное растение с полосатыми плодами

3. Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания:
4. Запишем соотношение генотипов и фенотипов:
Расщепление по генотипу: _
Расщепление по фенотипу: _

Ответ:

1.

Объект  Ген  Признак
Арбуз  А зеленая окраска
Арбуз  а полосатая окраска плодов

2.

Генотип  Фенотип
АА Гомозиготное растение с зелёными плодами
Аа Гомозиготное растение с зелёными плодами
 аа Гомозиготное растение с полосатыми плодами

3.
ГДЗ по Биологии за 9 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни), Пасечник4.
Расщепление по генотипу: 1 : 1.
Расщепление по фенотипу: 50 : 50.

Задание №4

Проанализировав условия и результаты, полученные в задании 2, ответьте на следующий вопрос: какие гибриды и в каком соотношении по генотипу и фенотипу могут быть получены от скрещивания:
а) гомозиготной формы с рецессивной; б) гетерозиготной формы с доминантной; в) гетерозиготной формы с гетерозиготной

Ответ:

Гибриды по генотипу и фенотипу:
а) При скрещивании гомозиготной доминантной формы гороха (АА) с рецессивной (аа) − получим полностью гетерозиготных особей (Аа), по фенотипу − желтые; при скрещивании гомозиготной рецессивной (аа) с рецессивной будет полностью рецессивное гомозиготное поколение (аа), с фенотипом − зеленые.
б) При скрещивании гетерозиготной формы гороха (Аа) с доминантной (АА) получим гибридов с двумя возможными генотипами АА и Аа , в соотношении 1:1, и единообразными по фентипу (все желтые).
в) При скрещивании гетерозиготной формы (Аа) с гетерозиготной (Аа) получим 3 возможных варианта генотипов гороха: АА − желтые, Аа−желтые, аа−зеленые.

Задание №5

Решите генетическую задачу.
Длинная шерсть у кошек рецессивна по отношению к короткой. Длинношёрстная кошка, скрещенная с гетерозиготным короткошёрстным котом, принесла 8 котят. 1. Сколько типов гамет может образоваться у кота? 2. Сколько типов гамет может образоваться у кошки? 3. Сколько разных фенотипов будет среди котят? 4. Сколько разных генотипов будет среди котят? 5. Сколько котят теоретически будут иметь длинную шерсть?
Ответ: 1._ 2._ 3._ 4._ 5._

Ответ:

Дано:
А − короткая шерсть
а − длинная шерсть

Ответ:

Р: ♀ аа х ♂Аа
G: а − 1 тип гамет; А, а − 2 типа гамет
F1: Аа − короткая шерсть (50%)
аа − длинная шерсть (50%). В совокупности это 2 фенотипа и 2 генотипа.
Ответ:
1. 2 типа гамет.
2. 1 тип гамет.
3. 2 фенотипа.
4. 2 генотипа.
5. 50% котят.

Задание №6

Белая окраска венчика у флокса доминирует над розовой. Скрещено гомозиготное растение с белой окраской венчика с растением, имеющим розовую окраску. Из полученных семян вырастили гибридные растения F1 которые затем переопылили, а полученные семена высеяли. 1. Сколько типов гамет может образовать исходное материнское растение с розовой окраской венчика? 2. Сколько разных генотипов будет в F1? 3. Сколько разных фенотипов будет в F2? 4. Каково будет соотношение фенотипов и генотипов в поколении F2?
Ответ: 1._ 2._ 3._ 4._

Ответ:

Дано:
А − белая окраска
а − розовая окраска
Найти: генотип и фенотип родителей и первого и второго потомства.

Ответ:

1. P: ♀ аа − (розовая окраска) х ♂ АА − (белая окраска)
G: а; А
F1: Аа − белая окраска
2. P: ♀Аа − (белая окраска) х ♂ Аа − (белая окраска)
G: А, а; А, а
F2: АА − белая окраска, 2Аа − белая окраска, аа − розовая окраска
Ответ:
1. 1 тип гамет (а).
2. В первом поколении будет один генотип (Аа).
3. Во втором поколении будет 2 фенотипа.
4. Соотношение генотипов будет (АА, 2 Аа, аа) или 1:2:1, фенотипов (75% будут с белой окраской, 25% будет с розовой).