ГЛАВА 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
§39. Экология как наука
Задание №1
Дайте определения понятий.
Экология — _
Среда обитания — _
Экологические факторы —_
Ответ:
Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Среда обитания — это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он взаимодействует.
Экологические факторы — условия среды, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.
Задание №2
Заполните таблицу «Среды обитания организмов».
Среда обитания | Особенности | Обитатели |
Ответ:
Среды обитания организмов
Среда обитания | Особенности | Обитатели |
Наземно−воздушная | Обилие света и кислорода, низкая плотность воздуха, резкие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы, дефицит влаги, гетерогенная. Наиболее сложная как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве. | Наиболее сложная как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве. Наземные растения, животные, простейшие, бактерии, грибы |
Водная | Высокая плотность, теплопроводность, прозрачность, сильные перепады давления, слабая аэрация, освещенность убывает с глубиной, относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени. | Мелкие растения и животные, медузы, водоросли, активные пловцы − рыбы, дельфины, тюлени. |
Почвенная | Дефицит или полное отсутствие света, высокая плотность, недостаток или избыток влаги, недостаток кислорода, сравнительно высокое содержание углекислого газа, рыхлая структура субстрата, заполненная смесью газов и водой. Создана живыми организмами. | Бактерии, грибы, черви, жуки, муравьи, простейшие, личинки насекомых. |
Организменная | Наличие легкоусвояемой пищи, постоянство температурного, осмотического, солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода, ограниченность жизненного пространства. | Паразиты − вши, блохи, гельминты, грибок, простейшие и бактерии. |
Задание №3
Заполните таблицу «Экологические факторы и их влияние на организмы».
Экологические факторы | Характеристика | Примеры влияния на организмы |
Ответ:
Экологические факторы и их влияние на организмы
Экологические факторы | Характеристика | Примеры влияния на организмы |
Биотические | Всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга | Опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних организмов другими, паразитизм |
Абиотические | Компоненты и явления неживой природы | Климатические факторы (солнечный свет, температура, влажность) и местные факторы (рельеф, свойства почвы, солёность, течения, ветер, радиация и т. д.) |
Антропогенные | се те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных | Наличие растительного покрова смягчает суточные колебания температуры вблизи поверхности земли (под пологом леса или травы), влияет на структуру и химический состав почв |
Задание №*4
Каковы основные задачи и методы экологии как науки?
Ответ:
Задачами экологии являются − изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и средой; изучение механизмов адаптации к среде; изучение механизмов устойчивости экосистем; изучение механизмов поддержания биоразнообразия.
Методами экологии являются химические, физические, биологические, метод индикации и др.
Задание №*5
Какова роль экологии в современном обществе и почему её считают наукой будущего?
Ответ:
Достижения экологии применяются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.
Задание №6
Используя инструкцию на с. 147 учебника, выполните практическую работу «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)». Результаты занесите в тетрадь.
Цель работы:_
Вывод:_
Ответ:
Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания (на конкретных примерах)
Цель работы: Изучить приспособления организмов к определённой среде обитания.
1.
Организм | Особенности внешнего строения, связанные со средой обитания | Особенности внутреннего строения этих организмов как приспособление к определённой среде обитания |
Птицы (орел) | Передние конечности превращены в крылья, тело покрыто перьями, тело обтекаемой формы (борьба с сопротивлением воздуха), наличие хвоста. | Передние конечности превращены в крылья, тело покрыто перьями, тело обтекаемой формы (борьба с сопротивлением воздуха), наличие хвоста. Полые кости, негибкое туловище и гибкая шея, воздушные мешки и крылья с развитой мускулатурой. |
Рыбы (окунь) | Тело обтекаемой формы с гладкой поверхностью за счет чешуи и слизи (или только слизи), парные и непарные плавники, боковая линия. | Жабры и воздушный пузырь (глубина погружения). |
Млекопитающие (медведь) | Развитое строение строение черепа, конечностей, зубов, ушей. Также наличие желез и волосяного покрова (есть исключения). | Слой подкожного жира, легкие альвеолярного типа, бинарное зрение. Более усложненный головной мозг, наличие четырехкамерного сердца. |
2.
Организм | Особенности внешнего строения, связанные со средой обитания | Особенности внутреннего строения этих организмов как приспособление к определённой среде обитания |
Суккулент (кактус) | Видоизмененные листья−колючки, также стебель с запасом воды (ребристый). | В стебле накапливается вода. |
Гидрофит (элодея) | Тонкие покровы стебля, отсутствие корней. | Внутри стебля присутствуют специальные клетки, запасающие кислород. |
Гигрофит (монстера) | Воздушные корни, которые крепятся к другим стеблям. | Тонкие листья с большим количеством устьиц. |
3. Вывод: В следствие приспособления к условиям окружающей среды (адаптации) организм приобретает внешние и внутренние признаки, которые помогают ему лучше прижиться в условиях этой среды.