§40. Влияние экологических факторов на организмы

Задание №1

Дайте определение понятия.
Толерантность —_

Ответ:

Толерантность — способность организмов выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры).

Задание №2

Какие экологические факторы являются для организмов лимитирующими?

Ответ:

Под лимитирующим фактором понимается любой фактор, который ограничивает развитие или существование организма, вида или сообщества. Это может быть вода, тепло, свет, ветер, рельеф, содержание в почве необходимых солей и химических элементов, а в водной среде — химический состав и качество воды, количество доступного кислорода и углекислого газа и др.

Задание №3

Что понимают под адаптацией организмов к условиям окружающей среды?

Ответ:

Адаптация — процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

Задание №*4

Почему в зонах тундр и арктических пустынь практически не встречается насекомоядных птиц?

Ответ:

Для насекомоядных птиц в тундре и арктических пустынях скудное разнообразие питания, поэтому они там практически не встречаются.

Задание №5

Используя инструкцию на с. 152−153 учебника, выполните лабораторную работу «Строение растений в связи с условиями жизни». Работу оформите в тетради.
Цель работы: _
Ход работы: _
1) Изучение внешнего строения растений.
2) Изучение анатомического строения растений.

Название растений Анатомическая характеристика растений
Толщина покровной ткани Развитие механической ткани Форма и расположение клеток основной ткани Наличие и расположение устьиц Условия обитания
           

Вывод:_

Ответ:

Строение растений в связи с условиями жизни
Цель работы: Сравнить анатомическое строение растений в связи с условиями среды.
Ход работы:
1. Изучаем внешнее строение растений (кактус, алоэ, гибискус, бегония, циперус, калла, папоротник, валлиснерия, элодея и др.). Отметим особенности их строения. Выясним, с чем они связаны и к каким условиям жизни приспособлено каждое из этих растений.
2. Приготовим микропрепараты поперечных срезов частей растений:
1) поместим объект (лист, стебель, корень) в расщеп кубика картофеля или пенопласта;
2) косым скользящим движением лезвия сделаем срез такого кубика вместе с объектом (срез должен быть как можно тоньше, прозрачным, площадью в несколько мм2)
3) полученный срез перенесем на кончике препаровальной иглы в каплю воды на предметном стекле;
4) капнем на срез раствор флороглюцина, через 1,5 минут тяните раствор фильтровальной бумагой и добавим 1−2 капли концентрированной соляной кислоты. (При работе с кислотой следует соблюдать осторожность!);
5) после покраснения одревесневших оболочек снова оттянем реактив фильтровальной бумагой, нанесем на срез 1−2 капли глицерина;
6) накроем объект покровным стеклом и изучим под микроскопом. Для изучения анатомического строения можно использовать готовые микропрепараты.
3. Рассмотрим микропрепараты, обращая внимание на признаки, указанные в таблице. Начертим в тетради таблицу и занесем в неё результаты исследования.
ГДЗ по Биологии за 9 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни), Пасечник

Название растений Анатомическая характеристика растений
Толщина покровной ткани Развитие механической ткани Форма и расположение клеток основной ткани Наличие и расположение устьиц Условия обитания
Кактус Толстая  Хорошо развитая  Объемные клетки, приспособленные к накоплению воды  Большое количество устьиц, для охлаждения растения  Пустынная местность, жаркий и сухой климат
Алоэ Толстая  Хорошо развитая Наличие водоносных клеток для запасания воды Среднее количество устьиц, открывающееся только ночью (предотвращение высыхания) Пустынная местность, жаркий и сухой климат
Элодея Тонкая  Плохо развитая Вытянутые Отсутствуют Тропический климат, растение полностью погружено в воду

Вывод: Условия среды влияют на внешнее и внутреннее строение растения.

Задание №*6

Приведите примеры лимитирующего действия какого−либо экологического фактора на жизнедеятельность трёх конкретных видов организмов. Нарисуйте кривые толерантности, характерные для них. Сделайте соответствующие обозначения. Сделайте вывод о диапазонах толерантности у этих видов организмов, выстроив их по мере возрастания данного показателя.
Виды:
1._
2. _
3. _

Вывод:

Ответ:

Виды:
1. Карась.
2. Колюшка.
3. Камбала.
Мы взяли 3 вида рыбы: карась, колюшка и камбала. Экологическим фактором является соленость. Его лимитирующее действие рассмотрим на графике.
ГДЗ по Биологии за 9 класс, рабочая тетрадь (Линия Жизни), ПасечникВывод: Колюшка является эврибионтом, то есть это виды с широким диапазоном выносливости. Их называют пластичными, легко приспосабливающимися. Они широко распространяются по планете. А вот карась и камбала являются стенобионтами. Это виды с узким диапазоном выносливости (приспособленности к пресной и соленой воде: карась − только в пресной, а камбала − в соленой) по данному фактору. Они чаще всего требуют специфических условий жизни.

Задание №*7

Как вам известно, экологические факторы влияют на распространение животных в пределах ареала. Например, в Скандинавии лось распространён значительно севернее, чем в Сибири, хотя средняя годовая температура там выше, чем в Скандинавии. Как можно объяснить данный факт?

Ответ:

Климат Скандинавии менее подвержен перепадам температуры из−за теплого течения Гольфстрим. А в Сибири, не смотря на более высокую среднюю годовую температуру, случаются резкие перепады между летней и зимней температурой, что не комфортно для обитания лосей.