§2. Методы биологических исследований. Значение биологии

Задание №1

Дайте определения понятий.
Научный метод — _
Метод исследования — _
Гипотеза — _
Теория — _
Правило — _
Закон — _

Ответ:

Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Метод исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Гипотеза — предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства.
Теория — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел (доказанная гипотеза).
Правило — термин, обозначающий действие или определённую последовательность ряда действий, обеспечивающих стабильность.
Закон — основные правила, вытекающие из свойств какого−нибудь дела и необходимые для его выполнения.

Задание №2

Заполните таблицу «Методы биологических исследований».

Методы  Область применения  Пример
     

Ответ:

Методы биологических исследований

Методы  Область применения  Пример
Описательный метод Широко применялся ещё учёными древности, которые занимались сбором фактического материала и его описанием  Например, он используется при открытии новых видов или изучении клеток с помощью современных методов исследования
Сравнительный метод Стал применяться в XVII в. и позволил выявлять сходства и различия между организмами и их частями Например, если сравнивать шерсть бурого и белого медведя, то можно прийти к выводу, что по своим свойствам они много в чём схожи друг с другом (густота, длина, ощущения при прикосновении к ней и т. д.), однако различаются в окраске
Исторический метод Помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами Стал широко применяться во второй половине XIX в. благодаря работам Ч. Дарвина, который с его помощью научно обосновал закономерности появления и развития организмов, становления их структур и функций во времени и пространстве
Экспериментальный метод Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта. Применяется в физиологии Открытие кровообращения

Задание №*3

Подумайте, какое значение имеет важнейший принцип науки «Ничего не принимай на веру».

Ответ:

Значение принципа «Ничего не принимай на веру» заключается в том, что любое предположение должно быть проверено, а без этого нельзя принимать его на веру.

Задание №4

Объясните, какую роль играют прикладные и фундаментальные исследования в биологии.

Ответ:

Фундаментальные исследования являются источником разработки глобальных, всеобъемлющих теорий, концепций, нужны для систематизирования и изучения новых данных в области биологии и медицины. Прикладные исследования нацелены на использование теоретических данных на практике.

Задание №5

В каких сферах человеческой деятельности имеют значение достижения современной биологии?

Ответ:

Достижения современной биологии имеют значение для медицины, промышленного хозяйства, сельско−хозяйственных отраслей.

Задание №*6

Используя схему в учебнике «Этапы научного исследования» (см. рис. 1 учебника), составьте методику проведения биологического исследования «Выявление содержания крахмала в продуктах питания: хлебе, мёде, молоке».
Проведите исследование по составленной методике.

Продукты питания Хлеб  Мёд  Молоко
Синее окрашивание (+/−)      

Вывод: _
Подумайте, чем вывод исследования отличается от его результата.

Ответ:

Выявление содержания крахмала в продуктах питания: хлебе, мёде, молоке
Методика:
Факт: в крахмалсодержащих продуктах может происходить реакция окрашивания в синий цвет при добавлении йода.
Постановка проблемы: узнать наличие крахмала в хлебе, мёде, молоке.
Гипотеза: крахмал есть в хлебе, не содержится в меде и молоке
Проверка гипотезы: капнуть раствором йода на хлеб, молоко, мёд и поcмотреть происходит ли окрашивание в синий цвет.
Подтверждение/опровержение гипотезы по результатам опыта.

Продукты питания Хлеб  Мёд  Молоко
Синее окрашивание (+/−) + -  -

Вывод: в синий цвет окрасился хлеб, соответственно, только в нем присутствует крахмал. Окрашивание не произошло в молоке и мёде, там крахмала нет.
Вывод исследования отличается от его результата тем, что он подводит итоги эксперимента. На основе вывода мы либо принимаем, либо отвергаем гипотезу. На основе результатов мы выдвигаем новый факт, полученный в процессе исследования.
Рис. 1. Этапы научного исследования