§22. Фенотипическая изменчивость
Задание №1
Что такое фенотипическая, или модификационная, изменчивость?
Ответ:
Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер, не затрагивают геном организма и потому не передаются из поколения в поколение.
Задание №2
Какова роль условий внешней среды в развитии и проявление признаков и свойств организмов? Приведите примеры.
Ответ:
Для различных признаков и свойств организмов характерна большая или меньшая зависимость от условий внешней среды. Например, у человека цвет радужки и группа крови определяются только генами, и условия жизни на эти признаки влиять никак не могут. А вот рост, вес, физическая сила и выносливость сильно зависят от внешних условий, например от количества и качества питания, физической нагрузки и др. Пределы модификационной изменчивости какого−либо признака называют нормой реакции.
Изменчивость признака иногда бывает очень большой, но она никогда не может выходить за пределы нормы реакции. Например, человек может пробежать 100 м за 11,0, 10,0, 9,0 с, а вот за 4,0 с не сможет никогда. У одних признаков норма реакции может быть очень широкой (например, вес быков, молочность коров),а другие признаки характеризуются узкой нормой реакции (например, окраска шерсти у кроликов).
Задание №3
Запишите основные характеристики модификационной изменчивости.
Ответ:
Модификационная изменчивость характеризуется следующими основными свойствами:
1) ненаследуемость;
2) групповой характер изменений (особи одного вида, помещенные в одинаковые условия, приобретают сходные признаки);
3) соответствие изменений действию фактора среды;
4) зависимость пределов изменчивости от генотипа.
Задание №4
Что при характеристике модификационной изменчивости организмов понимают под нормой реакции?
Ответ:
Норма реакции – пределы модификационной изменчивости какого−либо признака. Норма реакции определяется генетически и наследуется . Изменчивость признака может быть существенной, но не выходит за пределы нормы реакции. Есть признаки, у которых широкая норма реакции (например, молочность коров), также есть признаки с узкой нормой реакции (например, окрас шерсти кроликов).
Задание №5
Выполните лабораторную работу «Описание фенотипов растений», используя инструкцию на с. 78 учебника.
Цель работы:_
Вывод:_
Ответ на вопрос:_
Ответ:
Описание фенотипов растений
Цель работы: определение причин отличий фенотипов растений.Ход работы:
1. Рассмотрите два экземпляра натуральных или гербарных образцов растений (злаки одного сорта, дикорастущие или домашние растения одного вида). Сравните эти растения, найдите черты сходства и различий.
2. Результаты наблюдения фенотипов оформите в виде сравнительной таблицы (критерии сравнения могут быть качественные и количественные).
3. Выявите признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом.
4. Сделайте вывод о причинах модификационной изменчивости.
5. Ответьте на вопрос: можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?
Вывод: Различия между особями одного вида объясняются различными условиями существования. Они вызывают модификационную изменчивость, вызванную различными условиями среды. Основная причина модификационной изменчивости – непостоянные условия окружающей среды: температура, давление, влажность и ветренность.
Ответ на вопрос: Экспозиция отвечает за положение в пространстве (уклоны, равнина, наличие воды, разная почва); различная освещенность. Соответственно урожай будет разным.
Задание №6
Выполните лабораторную работу «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой», используя инструкцию на с. 78 учебника.
Цель работы: _
Ответ:
Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой
Цель работы: изучить модификационную изменчивость и построить вариационную кривую.
Ход работы:
1. Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины.
2. Измерьте длину объектов (рост одноклассников), полученные данные запишите в тетрадь.
3. Начертите таблицу в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
4. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака: по вертикали — частота встречаемости признака; по горизонтали — степень выраженности признака.
Размер объекта | V | 43 | 45 | 48 | 53 | 56 | 58 |
Число объектов | n | 1 | 2 | 3 | 5 | 3 | 1 |
Размер объекта | V | 43 | 45 | 48 | 53 | 56 | 58 |
Число объектов | n | 1 | 2 | 3 | 5 | 3 | 1 |
Вывод: Узкую норму реакции имеют качественные признаки фенотипа (например, такие, как цвет глаз, окрас, строение, группа крови, жирность молока). Более широкую норму реакции имеют количественные признаки фенотипа (рост, длина листьев). Широта нормы реакции обычно обусловлена генотипом и также зависит от факторов внешней среды.