§13. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Задание №1

Дайте определения понятий.
Онтогенез — _
Эмбриогенез — _
Постэмбриональное развитие — _

Ответ:

Онтогенез — процесс индивидуального развития особи от начала её существования до конца жизни.
Эмбриогенез — развитие и формирование человеческого эмбриона.
Постэмбриональное развитие — процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели.

Задание №2

Заполните таблицу "Типы онтогенеза у животных".

Тип онтогенеза Характеристика Примеры
     

Ответ:

Типы онтогенеза у животных

Тип онтогенеза Характеристика Примеры
Личиночный  Мало желтка в яйцеклетке. Развитие с метаморфозом  Майский жук, прудовая лягушка
Яйцекладный  Яйцекладный Яйцеклетка богата желтком. Зародыш развивается внутри яйца, личиночная стадия отсутствует Тритон, курица, утконос
Внутриутробный  Зародыш развивается в материнском организме, с которым он связан плацентой. Рождается детеныш, похожий на взрослую особь, но меньших размеров

Волк, тигр амурский, человек

Задание №*3

Какое биологическое значение имеет существование личиночной стадии развития в жизненном цикле некоторых животных?

Ответ:

Биологическое значение заключается в обеспечении использования на протяжении жизненного цикла различных экологических ниш, что повышает шансы на выживание и ослабляет внутривидовую борьбу.

Задание №4

Заполните таблицу «Периоды постэмбрионального развития».

Периоды  Характеристика
   

Ответ:

Периоды постэмбрионального развития

Периоды  Характеристика
Ювенильный   Продолжается до окончания полового созревания и практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой —зависит от условий существования.
Пубертатный  У большинства позвоночных животных занимает, как правило, большую часть жизни. В этот период организм готовится, а затем и приступает к осуществлению важнейшего жизненного процесса — размножению.
Старение  Общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определённом возрасте в организме начинаются изменения, снижающие его возможности приспосабливаться к условиям среды.
Смерть 

Прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть является биологически необходимым явлением. Без смерти не происходила бы смена поколений.

Задание №5

Каково биологическое значение смертности организмов?

Ответ:

Смерть является биологически необходимым явлением. Без смерти не происходила бы смена поколений.

Задание №6

Рассмотрите рис. 22 на с. 52 учебника. Выявите черты сходства зародышей человека и других позвоночных животных (рыба, птица, свинья). Сделайте вывод, о чём свидетельствует сходство зародышей.

Ответ:

На ранних стадиях эмбриона позвоночные животные, в том числе и человек, очень похожи. У всех этих организмов формируется хорда, нервная трубка и первичная кишка. Эти сходства свидетельствуют об общем происхождении всех живых организмов от одного предка и являются доказательством эволюционного процесса.

Задание №*7

В чём заключается закон зародышевого сходства, сформулированный Карлом Бэром, и каково его значение в биологии?

Ответ:

Установленный факт того, что эмбрионы всех групп позвоночных на ранних стадиях внешне очень похожи, позволил Карлу Бэру (1792—1876) сформулировать закон зародышевого сходства: «В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство». Однако при дальнейшем развитии каждый зародыш развивается своим путём и приобретает всё большее сходство с особями своего вида.