§13. Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Задание №1
Дайте определения понятий.
Онтогенез — _
Эмбриогенез — _
Постэмбриональное развитие — _
Ответ:
Онтогенез — процесс индивидуального развития особи от начала её существования до конца жизни.
Эмбриогенез — развитие и формирование человеческого эмбриона.
Постэмбриональное развитие — процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели.
Задание №2
Заполните таблицу "Типы онтогенеза у животных".
Тип онтогенеза | Характеристика | Примеры |
Ответ:
Типы онтогенеза у животных
Тип онтогенеза | Характеристика | Примеры |
Личиночный | Мало желтка в яйцеклетке. Развитие с метаморфозом | Майский жук, прудовая лягушка |
Яйцекладный | Яйцекладный Яйцеклетка богата желтком. Зародыш развивается внутри яйца, личиночная стадия отсутствует | Тритон, курица, утконос |
Внутриутробный | Зародыш развивается в материнском организме, с которым он связан плацентой. Рождается детеныш, похожий на взрослую особь, но меньших размеров |
Волк, тигр амурский, человек |
Задание №*3
Какое биологическое значение имеет существование личиночной стадии развития в жизненном цикле некоторых животных?
Ответ:
Биологическое значение заключается в обеспечении использования на протяжении жизненного цикла различных экологических ниш, что повышает шансы на выживание и ослабляет внутривидовую борьбу.
Задание №4
Заполните таблицу «Периоды постэмбрионального развития».
Периоды | Характеристика |
Ответ:
Периоды постэмбрионального развития
Периоды | Характеристика |
Ювенильный | Продолжается до окончания полового созревания и практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой —зависит от условий существования. |
Пубертатный | У большинства позвоночных животных занимает, как правило, большую часть жизни. В этот период организм готовится, а затем и приступает к осуществлению важнейшего жизненного процесса — размножению. |
Старение | Общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определённом возрасте в организме начинаются изменения, снижающие его возможности приспосабливаться к условиям среды. |
Смерть |
Прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть является биологически необходимым явлением. Без смерти не происходила бы смена поколений. |
Задание №5
Каково биологическое значение смертности организмов?
Ответ:
Смерть является биологически необходимым явлением. Без смерти не происходила бы смена поколений.
Задание №6
Рассмотрите рис. 22 на с. 52 учебника. Выявите черты сходства зародышей человека и других позвоночных животных (рыба, птица, свинья). Сделайте вывод, о чём свидетельствует сходство зародышей.
Ответ:
На ранних стадиях эмбриона позвоночные животные, в том числе и человек, очень похожи. У всех этих организмов формируется хорда, нервная трубка и первичная кишка. Эти сходства свидетельствуют об общем происхождении всех живых организмов от одного предка и являются доказательством эволюционного процесса.
Задание №*7
В чём заключается закон зародышевого сходства, сформулированный Карлом Бэром, и каково его значение в биологии?
Ответ:
Установленный факт того, что эмбрионы всех групп позвоночных на ранних стадиях внешне очень похожи, позволил Карлу Бэру (1792—1876) сформулировать закон зародышевого сходства: «В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство». Однако при дальнейшем развитии каждый зародыш развивается своим путём и приобретает всё большее сходство с особями своего вида.