Глава 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота
Ответы к стр. 7 — 13 И. Пивоварова. Как провожают пароходы
? с. 12
— Ты можешь объяснить, почему рассказ так называется?
Название рассказа — это название песни, которую поёт Люся Синицына. Её талант пения, её способность проникать в душу своим искусством и есть то главное, настоящее богатство, которое имеет героиня рассказа.
— Какое впечатление пение Люси Синицыной производит на её друзей и знакомых: на Колю, на Люсю Косицыну, на Павлика Иванова? Не забывай подтверждать свое мнение строчками из текста.
То, что Коле очень нравится пение Люси Синицыной, понятно из строчек, в которых Коля советует Люсе стать артисткой, говорит: «Ты поёшь здорово… Вот ты вчера во дворе пела… я даже радио выключил». Коля слушает пение Люси очень внимательно: «У Коли было задумчивое и серьёзное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет лётчиком, когда вырастет». Мальчик несколько раз просит Л юсю всё-таки допеть песню до конца.
Павлика Иванова пение Люси Синицыной не очень трогает, он воспринимает его как признак того, что Люся где-то рядом, где-то спряталась. Это подтверждается и тем, что, даже не дослушав песню до конца, перебивая Люсю, Павлик выкрикивает: «Эй, Люська, ты где?».
У Люси Косицыной способности подруги вызывают зависть. С одной стороны, она говорит, что Синицына совсем не умеет петь: «Пищит, как цыплёнок. Слушать противно!», «И, вообще, у неё слуха нет». А с другой стороны, Люся Косицына понимает, что Синицына поёт хорошо, что её пение всем нравится. И Косицыной хочется быть причастной к таланту подруги, поэтому она в разговоре с Павликом утверждает: «Да если хочешь знать, это я её всем песням научила!». Завидуя таланту подруги, Люся Косицына старается противопоставить этому другие, доступные ей ценности. Она хвастается тем, что идёт на балет «Доктор Айболит», что ей привезли арбуз и груши, что у неё есть новые туфли.
— Здесь замкнутый круг получается, — сказал Костя. — У Люси Синицыной настроение портится из-за Люси Косицыной. А у Коли настроение портится из-за Люси Синицыной.
Ты соглашаешься с Костей? Из-за чего же портится настроение у Люси Синицыной? А у Коли?
Из-за чего портится настроение у Люси Синицыной, понятно из её слов в адрес Люси Косицыной: «Она пошла смотреть доктора Айболита. А я так давно мечтала о “Докторе Айболите”! И туфли у неё новые… И ей привезли арбуз. Всё-таки несправедливо. Почему всё ей?… И груши». Люся Синицына завидует Люсе Косицыной.
У Коли портится настроение, когда он видит, что происходит с Люсей Синицыной. На каждое восклицание Люси по поводу «богатств» подруги Коля отвечает просьбами допеть песню, которая была прервана появлением Павлика и Косицыной, до конца. Коля старается вернуть Люсю Синицыну к самому существенному, к главному («Люсь, — сказал Коля. — Ты ведь не кончила. Спой дальше, а!»… «Люсь, ну спой, пожалуйста…» «Ты будешь петь дальше?»).
? с. 13
— Синицына какая-то зависимая от всех, — сказал Миша и в упор посмотрел на Таню Перову. — И Павлика она боится, и Косицыной она завидует, и с Колей поссориться не хочет… Размазня какая-то — никакого стержня нет… Вот Коля — это другое дело. Надежный парень!
А ты соглашаешься с Мишиной оценкой Люси Синицыной? Или и тебе знакомы те чувства, которые испытывала Люся? Нравится ли тебе Коля?
Мишина оценка Люси Синицыной достаточно категорична. Можно порассуждать по поводу того, что чувство зависти знакомо многим из нас, но Люся Синицына смогла с ним справиться. Коля же — как раз тот человек, который умеет восхищаться чужим талантом, не завидуя при этом. Ему неприятно, что Люся завидует подруге, он старается вернуть её к главному — к песне. Но Коля не воспитывает и не осуждает Люсю.
Ты сможешь объяснить, почему этот рассказ помещен в этой главе? О какой красоте в нём идёт речь?
— Это рассказ о настоящем и ненастоящем богатстве? — спросила Таня Перова.
Как ты ответишь Тане?
Этот блок вопросов направлен на то, чтобы мы соотнесли рассказ с названием главы («Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»). Отвечая на вопросы, мы приходим к выводу о том, какое сильное воздействие на людей может оказывать талант, например красивый голос.
Вопрос Тани Перовой позволяет посмотреть на текст несколько с иной точки зрения. Тема «настоящего» и «ненастоящего» богатства знакома нам со 2 класса. В этом рассказе речь идёт о том, что настоящее богатство это не груши, и не арбуз, и даже не новые туфли, но талант, способный вдохновлять людей, делать их лучше.
Знаешь ли ты другие рассказы, где действуют эти же герои? Прочитай один из них в хрестоматии.
Найди в «Сведениях о писателях» статью об Ирине Пивоваровой. Есть ли в этой статье что-нибудь неожиданное для тебя?
Появилось ли у тебя желание прочитать другие произведения этого писателя и поэта? Подготовь короткое выступление об
Ирине Пивоваровой и её творчестве. Расскажи, какой из её рассказов нравится тебе больше всего и объясни почему.
В 3 классе мы познакомились с рассказом Ирины Пивоваровой «Сочинение» («Литературное чтение», ч. 2, с. 43), в хрестоматии, 4 класс, помещён рассказ «Мы пошли в театр» (с.149). Неожиданным и интересным в статье в разделе «Сведения о писателях» может быть то, что писательница получила художественное образование, работала художником по костюмам на «Мосфильме», прекрасно рисовала и иллюстрировала свои стихи. Подготовить короткое выступление об Ирине Пивоваровой поможет помещённый в учебнике «Русский язык», часть 2, раздел «Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта»