Ответы к стр. 122 — 124. М. Волошин «Зелёный вал…»
? с. 123
— Какое-то тревожное чувство возникает, — сказала Маша.
— Но зато как красиво, живописно! — сказала Таня. — Даже дух захватывает! Я сразу вспомнила картину Айвазовского «Девятый вал». Там такой же закат! И цвета такие же!
— Маша права: как-то жутковато, — сказал Костя. — У Айвазовского, кстати, то же самое: не только красиво, но и страшно, потому что люди могут погибнуть!
Ещё раз прочитай стихотворение. Можно ли сказать, что поэт, изображая морской пейзаж, пользуется средствами живописца? Какие цвета есть в его палитре?
Волошин создаёт в стихотворении живописную картину бушующего моря, необыкновенно красивую по цветовым решениям: зелёная волна отливает пурпуром, тогда как сама поверхность моря голубая; тучи — лилового цвета, луна — красного, парус — серый.
Найди в тексте слова и выражения, подтверждающие, что шторм отступил, что началось затишье. А теперь покажи, обращаясь к тексту, что это затишье временное.
Первая часть стихотворения (две первые строфы, а также слова «пустыня вод» из третьей строфы) посвящена тому, что шторм отступил. Вторая часть (последняя строфа со слов «С тревогою неясной») создаёт ощущение тревоги, предчувствие то, что затишье лишь временное. Конкретные слова и выражения из первой части, подтверждающие, что шторм отступил: вал отпрянул, пугливо умчался вдаль, разлилась широко и лениво певучая заря, ветр… повис, пустыня вод. Если в случаях: вал отпрянул, пугливо умчался вдаль, ветр… повис нет сложностей, то с такими случаями, как разлилась широко и лениво певучая заря, пустыня вод, необходимо поработать. Обратите внимание на ассоциации, которые вызывают слова и выражения: разлилась — распространилась ровно, равномерно, в данном случае даже широко и лениво, что создаёт картину покоя, затишья, благодушия. Эта картина дополняется словосочетанием певучая заря, где слово певучая также означает «равномерно длящаяся, непрерываемая», то есть ровно (а не рвано, клочкообразно, контрастно) окрашивающая небо. Слово пустыня в словосочетании пустыня вод также ассоциируется с достаточно ровной и бесконечной поверхностью, с однотонной безбрежностью, что, в свою очередь, подтверждает созданную картину начавшегося затишья.
Во второй части стихотворения создаётся впечатление временного характера этого затишья. Слова С тревогою неясной толкает челн волна уже обнаруживают в картине красоты и спокойствия что-то ненадежное, зыбкое, временное — рождается ощущение смутной тревоги, которое окончательно оформляется в последних строчках стихотворения: И распускается, как папоротник красный, зловещая заря. Образ красной луны, которая названа «зловещей», завершает формирование нового настроения. На фоне затишья и необыкновенно красивого и почти спокойного моря должно произойти что-то ужасное, непоправимое, и эта катастрофа, конечно же, будет связана с парусником, который воспринимается былинкой в этой безграничной «пустыне вод».
— Какое из стихотворений — Лермонтова или Волошина — производит более тревожное впечатление? — спросила Евдокия Васильевна.
Ты можешь ответить на этот вопрос?
— В создании впечатления всё имеет значение, — сказала Евдокия Васильевна. — Иногда важна даже длина строк! В стихотворении Лермонтова, например, строчки соразмерны — они почти одной длины. А в стихотворении Волошина по-другому: длинные строчки чередуются с укороченными. Это тоже создаёт некоторое напряжение!
Проверь наблюдение Евдокии Васильевны.
Цель задания состоит в том, чтобы мы обнаружили, что даже разная длина строчек помогает поэту передать противоречие прекрасного и драматического, которое составляет смысл этого стихотворения: красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и беспомощного парусника. В этом и заключается сходство стихотворения Максимилиана Волошина с картиной Айвазовского, отмеченное Машей.