Ответы к стр. 41 — 43. В. Соколов. «Все чернила вышли…»
? с. 42
— О какой птице говорится в цитате, которая предваряет стихотворение? — спросила учительница.
Ты знаешь?
Поскольку мы недавно познакомились со сказкой Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!», то можно предположить, что в цитате, речь идёт о соловье.
— Как вы понимаете начало и конец стихотворения? — продолжала Евдокия Васильевна. — Зачем нам знать, что у поэта закончились чернила и израсходована вся бумага? И при чём здесь карандаши? Какое отношение всё это имеет к тем впечатлениям, которыми поэт делится?
Попробуй ответить на эти вопросы. И только потом прочитай, как это объясняют Миша и Костя.
— Поэт хотел передать, как поёт соловей, — предположил Миша. — Но у него никак не получалось. Всё было не то — только зря бумагу и чернила потратил. Когда чернила закончились, карандашами писал. Тоже напрасно!
— Бумага, чернила и карандаши — это инструменты поэта, — сказал Костя. — Поэт их упоминает, чтобы сказать: пение соловья невозможно передать никакими средствами! Поэт не про себя говорит! Он говорит ОТ ИМЕНИ ВСЕХ поэтов! ВСЕ бессильны перед этой красотой!
Чья точка зрения тебе ближе: Миши или Кости? А может быть, они говорят об одном и том же?
Прежде чем мы прочитаем высказывания Миши и Кости по поводу двух первых и двух последних строчек стихотворения («Все чернила вышли, вся бумага/ Все карандаши»), интересно выслушать их собственные мнения. Миша и Костя практически говорят об одном и том же: красоту соловьиной песни невозможно передать словами. Миша, как младший, мыслит более конкретно: «Когда чернила закончились, карандашами писал. Тоже напрасно!», представляя себе поэта, который пытается передать словами пение соловья. Но у него ничего не получается. А Костя, как старший и более развитый, приходит к обобщению:
«Поэт не про себя говорит! Он говорит ОТ И МЕНИ ВСЕХ поэтов! ВСЕ бессильны перед этой красотой!».
— Почему про пение соловья поэт говорит:
«И покуда тишь не раскололась
Льдиною на льду»?
Сравнивая пение соловья со звуком расколовшейся на льду льдины, поэт хочет передать, насколько звонкие, хрустальные, пронзительно красивые звуки издаёт эта маленькая птичка.
И почему самого соловья называет «сколок с пенья льдин»? — спросила Евдокия Васильевна. — Разве льдины поют? А если поют, то как?
Ты можешь ответить на вопросы учительницы?
«Пение льдин» — это поэтический образ. Льдины — это выражение сил природы, их пение — голос самой природы. Говоря о соловье «сколок с пенья льдин», поэт хочет сказать, что в этом крошечном существе проявляется и живёт красота всего мира природы, её необыкновенная сила.
— Я знаю, как читать это стихотворение, — сказала Таня. — Сначала почти шёпотом, замедленно, как бы ожидая чего-то, а потом — громко и радостно! И ещё радостней! После этого опять очень тихо, как бы прислушиваясь. Но так, чтобы было понятно: скоро опять можно будет вскрикнуть от радости!
Проверь, соответствует ли Танино прочтение тому, что заложено в тексте. Действительно ли в тексте есть это чередование тишины и ярких проявлений жизни?
Попробуй прочитать стихотворение вслух.
Мнение Тани о том, как надо читать это стихотворение, помогает обратить внимание на чередование тишины и ярких проявлений жизни, которое заложено в самом тексте. В начале стихотворения слышатся нотки затаённого ожидания: «На краю бузинного оврага стой и не дыши» (поэт или лирический герой стихотворения замер в ожидании первых звуков соловьиной песни). Затем слышатся радостные восклицания: «Вот!», «Вот ещё один. Вот опять!» (поэт услышал, наконец, долгожданные звуки). Потом соловей перелетает на другую веточку и снова готовится петь. Это снова момент ожидания в тишине. Когда весь мир как будто замирает в предчувствии новых прекрасных звуков: «Есть во всём извечный жаркий голос: “Что же ты, я жду”. Замиранье целого оврага, листьев и души».
— Это стихотворение чем-то похоже на сказку Козлова «Пой, птица!», — сказал Миша.
Ты тоже так думаешь? Что же в сказке и стихотворении общее: тема или основное переживание?
В сказке Сергея К озлова «Не улетай, пой, птица!» поросёнок так же поглощён пением соловья и так же с замиранием сердца следит за передвижением птички с ветки на ветку и ждёт новых звуков чудесной песни, как и лирический герой стихотворения Владимира Соколова. Но сказку и поэтический текст объединяет не только общая тема, а ещё и основное переживание. Пение соловья производит сильное, завораживающее впечатление и на героя сказки, и на поэта («Она… пела так, что у Поросенка защемило в груди» — «Замирание целого оврага, листьев и души»).
— Как же воздействует на людей красота? — спросила Евдокия Васильевна. — Какие впечатления порождает? Какие чувства и переживания вызывает? Делает ли красота людей лучше: более чуткими, более восприимчивыми?
Как ты ответишь на эти вопросы?
Эти вопросы подводят итог пятой главы «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота». Отвечая на них, мы можем вспомнить все произведения, с которыми познакомились в этой главе. Можно сказать, что умение замечать и ценить красоту — это ещё и умение радоваться проявлению чужих талантов и способностей («Как провожают пароходы», «Бумажная победа»); вспомнить, что иногда красота может вызывать чувство зависти («Как провожают пароходы»). Тех же, кто способен бескорыстно ценить красоту, она делает более восприимчивыми («Бумажная победа»), более смелыми («Давно бы так, Заяц»), придаёт им уверенность в собственных силах («Не улетай, пой птица!») и создаёт ощущение чуда («Не улетай, пой, птица!», «Все чернила вышли, вся бумага…»).