Ответы к стр. 90 — 98. М. Вайсман. Шмыгимышь
? с. 95
— У какого другого известного тебе литературного героя была любимая игрушка, которую он очень любил в детстве, всюду
таскал с собой и мысленно с ней беседовал? А у тебя такая игрушка была? И ты говорил(а) с ней — за неё и за себя?
Вспомните героя рассказа В. Д рагунского «Друг детства» («Литературное чтение», 2 класс, часть 1, с. 153) Дениску и его отношения с любимым плюшевым мишкой.
Как сам Филя объясняет то, что он плохо вёл себя в музее?
Своё плохое поведение в музее Филя объясняет тем, что он, «…просто хотел немного пошутить, чтобы в этих каменных залах, охраняемых строгими бабушками, стало чуть-чуть веселее…».
Почему Филе не было стыдно в музее, а стало стыдно только дома? Какую роль в раскаянии Фили играет Шмыгимышь? Важно ли, что это очень старая игрушка?
— Это не просто игрушка, — сказала Маша. — Это игрушка Филиной мамы и бабушки. Филе не перед мышью стыдно, а…
Ты понимаешь, о чём говорит Маша? Можешь продолжить Машину мысль?
В музее Филя был увлечён скульптурами и играл с мышью как со своей любимой игрушкой. Дома, глядя на Шмыгимышь и мысленно разговаривая с ней, Филя думал о том, что это очень старая игрушка: она принадлежала сначала бабушке, потом маме и многое повидала в жизни. Филя понимает, что ни мама, ни бабушка не вели себя в музее так плохо, как он, даже в детстве. Поэтому Филя представил, что могла бы сказать ему мышь: «Я взял её в руки, посмотрел ей в глаза, и вот что они мне сказали: “Знаешь, я столько раз бывала в музее Пушкина и с твоей мамой, и с твоей бабушкой, но никто и никогда в жизни не вёл меня так плохо”». И ему стало стыдно. Реплика Маши помогает нам прийти к мысли, что, извиняясь перед мышью, Филя просит прощения у мамы и бабушки. Ему стыдно, что в его руках их старая игрушка «вела себя» не очень хорошо: «Мышь, прости меня, — сказал я, — это я во всем виноват. Это я хотел залезть на лошадь, укусил змею и давал бесценные указания мальчику. Ты вела себя идеально. Это я вёл себя хуже некуда».
По-разному ли Филя, Вера и мама чувствуют себя в музее?
Тебе было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя? Много ли он читает? Хорошо ли ориентируется в том, что прочитал?
Филе в музее очень интересно: он узнает скульптуры древнегреческих богов и героев, общается с ними, даёт им советы от имени игрушечной мыши. Мальчик явно знаком с греческими мифами и прекрасно ориентируется в сюжетах, изображённых в античной скульптуре. Мама, которая бывала в Пушкинском музее с детства, много раз и так же, как Филя, приносила сюда свою любимую игрушку, чувствует себя здесь уютно, привычно. Музей для неё то место, где она погружается в свои мысли. А вот Вере, по её собственным словам, в музее скучно: «…потому что Филя всё время разговаривает с мышью. Ты (мама) разговариваешь сама с собой. А мне поговорить не с кем. И я уже сто раз видела все эти статуи в учебнике». Мир древнегреческих мифов ее не увлекает, ей нужно общение.
А ты знаешь, кто такой Гермес? А кто такой Лаокоон и за что он так жестоко наказан? Все ли подвиги Геракла тебе знакомы?
Если пока не все, не расстраивайся!
Члены клуба советуют тебе взять в библиотеке книгу Николая Куна «Мифы и легенды Древней Греции» и читать её по выходным. По словам Миши Иванова, «там много чего интересного»!
Эти вопросы направлены на то, чтобы привлечь внимание школьников, ещё не знакомых с сюжетами древнегреческих мифов, к их литературному пересказу.
? с. 98
Так кто же прав: Маша Иванова или Таня Перова? Можно ли вести себя в музее так, как Филя и Миша? И нужно ли брать в музей ребят, которым там скучно? Что легче: научить Филю и Мишу хорошо вести себя в музее или заинтересовать таких ребят, как Вера? Можно ли спорить так, как спорят Таня и Миша: переходить с обсуждения литературных героев на взаимные упрёки?
Обсуждение рассказа «Шмыгимышь» членами клуба поможет нам прийти к обобщениям. Таким ребятам, как Филя и Миша, в музее действительно интересно, для них там сконцентрирована особая, чудесная жизнь. Они могут нарушить какие-то правила поведения в музее, иногда им приходится напоминать, что в музее ничего нельзя трогать руками, но у них есть главное — огромный интерес и увлечённость. А вот таких ребят, как Вера, которым в музее скучно, заинтересовать чем-то оказывается очень трудно. Но их конечно же тоже надо брать в музей: любой может неожиданно для себя открыть что-то интересное, особенно если ему об этом расскажет человек увлечённый, знающий.
Важно ещё раз обратить внимание на этику спора: нельзя переходить с обсуждения литературных героев на взаимные упрёки и обсуждение друг друга. Надо всегда стараться придерживаться темы спора.