ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ. ЕГО ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Ответы к стр. 170 — 176

Главные идеи ответов:

1. Прочитай, как в Топонимическом словаре Московской области объясняется происхождение слова МОСКВА.
«Согласно одной версии, слово МОСКВА происходит из языка коми, в котором МОСК — это корова, а ВА — это река. МОСКВА, по этой версии, — это “коровья река”.
Согласно другой версии, слово МОСКВА из мерянско-марийского языка, в котором МАСКА — медведь, ВА — река, а АВА — мать. Получается, что МОСКВА — это “медведица” или “медвежья река”».

Постарайся объяснить, почему же МОСКВА, с точки зрения наших предков, — это река либо «коровья», либо «медвежья», а, например, не «волчья», не «лисья», не «баранья» или не «козья».

Суть ответа должна заключаться в следующем. Древними тотемами-покровителями славян являлись бык и медведь (как известно, нам из первой части учебника), поэтому название столицы русского государства связывают именно с этими животными. Информацию для ответа можно найти на с. 28–29 в первой части учебника.

2. Рассмотри репродукцию настенной росписи на с. 171. Так испанский художник, живший 800 лет назад, изобразил на стене храма Иисуса Христа с учениками. Сколько частей составляют композицию этой росписи? Что означает подобная композиция? Какая главная мысль о мире и о центре мира в ней воплощается? Создаются ли подобные композиции в наше время? Приведи свой пример. Предположи, будут ли создаваться такие композиции в будущем. Объясни свою точку зрения.

Композиция росписи состоит из трёх частей: в центре — изображение Иисуса Христа на троне, а по обеим сторонам — его ученики-апостолы. Апостолов двенадцать — по шесть с каждой стороны трона. Мы уже неоднократно встречались с подобными композициями, рассматривая произведения искусства, созданные в разное время в разных странах (египетские папирусы, древнерусские иконы, вышивки). Мы знаем, что такая композиция из трёх элементов выражает мысль о красоте и порядке в мире. В данном случае центром мира является Христос, объединяющий Бога и людей. Надо осознавать, что сама трёхчастная композиция является очень древней, она повторяется в разных вариантах у разных народов на протяжении многих веков. Выполняя задание в первой части учебника на с. 23, мы находили у себя дома или на улицах своего города (села) предметы с похожими композициями, в том числе и созданные в наши дни (вышивку на полотенце или занавеске, узор на ковре, наружное украшение окна или крыши, изображение на бокале и т. д.). Мы убедились в том, что такие композиции создаются и в наши дни, и наверняка будут создаваться в будущем.

3. Посмотри на с. 172, как художник Дмитрий Громан изобразил влюблённых. Подумай, почему художник именно так изображает своих героев? Что он хочет сказать о таком состоянии, как влюблённость?

Рассмотрев репродукцию, мы обнаружим, что влюблённые мужчина и женщина представляют собой единое целое, они воспринимаются как одно существо. Художник хотел показать, что влюблённость — это такое чувство, когда люди не представляют себе жизни друг без друга, ощущают другого человека (его мысли, его переживания, его тело) как неотъемлемую часть себя самого.

4. Сравни два отрывка из стихотворных произведений А .С. Пушкина.

Тебе нужно определить, какой из двух отрывков представляет собой полную строфу из «Евгения Онегина». Спиши эту строфу и докажи своё мнение графически: с помощью стрелок (как на с. 125) и подчёркивания созвучных окончаний строк.

Мы должны вспомнить, по какому принципу строится «онегинская строфа» (можно уточнить это на с. 127–128 во второй части учебника): перекрёстная рифма в первом четверостишии, парная (или смежная) рифма во втором; охватная — в третьем; парная — в заключительном двустишии.

Внимательно посмотрев два отрывка с точки зрения типов рифмы, мы придём к выводу, что полную строфу из «Евгения Онегина» представляет собой первый из них. Во втором же отрывке использована только перекрёстная рифма.

5. Итальянский художник Караваджо изобразил эту голову на настоящем щите, который, правда, использовался не для сражений, а во время военных парадов.

Итальянский художник Караваджо изобразил эту голову на настоящем щите, который, правда, использовался не для сражений, а во время военных парадов.

Чья голова здесь изображена? Почему именно на щите? С именем какого героя связано использование головы этого персонажа как средства защиты?

Поскольку на голове, которую изобразил художник, вместо волос змеи и она явно отсечена от тела, то мы без труда опознаем в ней голову горгоны Медузы из древнегреческого сказания о Персее. Можно найти описание горгон в первой части учебника на с.14: «Это были крылатые, змеевласые девы с такими страшными ликами и взором, что обращали в камень всякого одним своим видом».

Щит является защитным средством во время боя, он обращён к врагу внешней стороной с изображением головы горгоны Медузы. Таким образом, предполагается, что враг будет побеждён, обращён в камень. Древнегреческий герой Персей использовал отрубленную им голову Медузы как защиту от царя Атланта: «Царь грозными словами стал гнать от себя юношу и уже хотел прибегнуть к насилию, как вдруг Персей вынул голову горгоны и показал её исполину» (с.16).

6. Напиши, кого изобразил итальянский скульптор Бенвенуто Челлини? (См. с. 175.)

Вы, скорее всего, сразу ответите, что скульптор изобразил древнегреческого героя Персея, поскольку герой держит в руках отсечённую голову горгоны Медузы и попирает ногой её тело.

У тебя, наверняка, уже готов ответ. А вот у Кости Погодина есть сомнения:
— А вдруг это Геракл, совершающий свой девятый подвиг? Ведь Геракл был в стране амазонок и сражался с ними! Амазонки воинственны и красивы! Вот послушайте отрывок из книги Николая Куна: «Настиг амазонку Аэллу Геракл и поразил её своим сверкающим мечом»!

Костино замечание нацелено на то, чтобы мы засомневались в правильности своего ответа и начали вглядываться в детали скульптуры в поиске доказательств своей точки зрения.

Тебе предстоит решить, кого же изобразил скульптор. Найти правильный ответ тебе помогут детали скульптуры. Фотограф клуба «Ключ и заря» снял скульптуру с разных сторон, чтобы тебе лучше было видно!

Деталь, которая поможет нам доказать, что скульптор Бенвенуто Челлини изобразил именно Персея, — это крылатые сандалии на ногах героя.

7. Прочитай стихотворение Михаила Яснова. Определи его основную мысль. А затем найди в учебнике «Литературное чтение», 1 класс, текст, в котором герой точно так же воспринимает мир природы, как герой стихотворения Михаила Яснова. Напиши название этого текста, кто его автор и как зовут героя.

МИХАИЛ ЯСНОВ
***
Снизу вверх посмотрел на травинку —
Она,
Как сосна, поднялась,
Высока и стройна.
У цветка лугового
На землю прилёг —
Сразу выше сосны
Оказался цветок.
Стоит только улечься
На землю, в тени, —
Всё внезапно изменится в мире,
Взгляни:
Полежи потихоньку
На спинке —
Дай до неба
Подняться былинке!

Основная мысль этого стихотворения заключается в том, что если ты умеешь вглядываться и с любовью наблюдать мир природы, смотришь на травинки и цветы не с высоты своего роста, а способен взглянуть на них снизу вверх, то тебе откроются тайны красоты природы, ты сможешь увидеть, насколько красива и значительна каждая былинка в окружающем мире.

Посмотрев учебник 1 класса (его можно взять в библиотеке или попросить у первоклассников), мыи найдём текст Сергея Воронина «Необыкновенная ромашка». Герой этого рассказа, мальчик Лека, так же как герой стихотворения Михаила Яснова, умеет всматриваться в окружающий его мир природы. Он обнаружил, насколько красива Ромашка, растущая в поле («высокая, желтоголовая, в белом большом воротничке»), он ужаснулся, когда увидел израненные и раздавленные цветы — результат его собственных действий — когда он скакал на одной ноге; он увидел, что Ромашка хочет пить и не поленился сходить за водой.

Обнаружить сходство основных мыслей стихотворения Михаила Яснова и рассказа Сергея Воронина нам помогут также дидактические иллюстрации к этим текстам. В учебнике 1 класса на развороте с. 60–61 изображены два мальчика, Лека и Стёпа, — герои рассказа Воронина. Для Леки, как для человека чуткого и внимательного к миру природы, Ромашка живая. Лека изображён сидящим перед ней на коленях, он смотрит на цветок именно «снизу вверх» и Ромашка кажется большой и значительной (она даже выше самого мальчика). Для Стёпы та же ромашка всего лишь крошечный цветок, былинка под ногами. Поэтому Стёпа изображён в полный рост, стоящим на лугу, покрытом мелкими, едва заметными цветами. Лирический герой стихотворения М. Яснова изображён лежащим на спине, рассматривающим пушистый белый одуванчик, который кажется большим, как дерево. В этом мальчике, как и в Леке, художник подчёркивает его способность «снизу вверх посмотреть на травинку», увидеть красоту природы в её в малой частичке.