Ответы к стр. 103 — 104. В. Хлебников. Кузнечик
? с. 104
— Я понял! — вскрикнул Петя. — Хлебников у слов форму сломал! Он тоже всё нарушает, как и этот Марк, который птиц нарисовал!
— Пётр! Да ты просто молодец! — похвалила Евдокия Васильевна. — Теперь важно понять, зачем поэт это сделал! Что побудило его нарушить привычную форму слов и изобрести свои собственные слова? У тебя есть какие-нибудь предположения?
— Может, было так красиво, что обычными словами не передашь? — спросил Миша.
Ты соглашаешься с Мишей?
Слова, которые изобрёл поэт, называются неологизмами («нео» — новый, «логос» — слово). Эти слова выделены в стихотворении жирным шрифтом: «крылышкуя», «золотописьмом», «лебедиво», «озари».
Важно объяснить в силу присущей нам природной наблюдательности особенности внешнего вида кузнечика. Можно рассказать, что красивый рисунок из тончайших линий на крыльях кузнечика поэт и называет «золотописьмом тончайших жил». Слово «крылышкуя» вбирает в себя разные оттенки значений: указывает на то, где именно нанесён прекрасный рисунок (золотые письмена расположены именно на кры
льях); намекает на воздушное передвижение кузнечика (с помощью крылышек). Можно обсудить и другие неологизмы. Можно сказать, что «лебедиво» — это так же красиво, как лебедь, это что-то чудесное — «диво». «Озари» связать с зарёй, со светом, которым заря всё вокруг ОЗАРяет. Главное, понять, что поэт, нарушая форму слов, изобретая новые слова, старается наиболее ярко и пронзительно передать свои ощущения от красоты мира природы.