Ответы к стр. 39 — 40. Б. Пастернак. Опять весна

? с. 40

— Перечитай первую строфу.
Что для поэта наступление весны? Это обычное, повторяющееся из года в год явление? Или это чудо, которое происходит прямо на глазах? Подтверждай свои ответы строчками из текста!
— Воспоминания героя о весне всё время сталкиваются со свежими впечатлениями, — сказала Евдокия Васильевна. — Это столкновение и создаёт такой взволнованный ритм.
Просмотри снова первую строфу. К какому ещё приёму прибегает поэт, чтобы передать волнение своего героя? Прочитай эту строфу вслух — так, чтобы выразить заложенные в ней чувства.

Для поэта и его лирического героя наступление весны одновременно и обычное, повторяющееся каждый год явление, и чудо, которое происходит прямо сейчас. То, что наступление весны — дело обычное, видно из слов: «слышал уж как-то порой прошлогодней», «это как в прежние времена», «это как прежде». О том, что наступление весны — это новое чудо, рождающееся прямо на глазах, говорят слова: «Ах, это сызнова, верно, сегодня», «это поистине новое чудо», «это… снова весна». Уже прочитав первую строфу, видно, что поэт прибегает к приёму повтора, чтобы передать волнение своего героя.

Перечитай вторую строфу.
— Герой так волнуется, что говорит сбивчиво, повторяется, — заметил Миша. — Как будто бегает за весной, проверяет, она это или нет…
У тебя такое же впечатление, как у Миши? Ты тоже думаешь, что повторы слов нужны для того, чтобы передать волнение героя, или есть другая причина?
— Весь лес поёт весне гимн: всё ликуют, всё перед ней преклоняются! Вот для чего нужны повторы, — сказал Костя. — Они
звучат торжественно!
Может быть, Костя тоже прав?

Впечатление расширяющегося влияния весны, её нашествия Борис Пастернак создаёт системой повторов: «Это она, это она», «Это её…, это её…» плюс часто повторяющееся «это…, это…, это…». Рассуждения Миши и Кости важны для того, чтобы заметить, что, с одной стороны, подобное начало строк придаёт стихотворению какой-то песенный характер (вспомните былинные строчки, которые тоже начинаются с повторяющихся союзов), а с другой — повтор короткого слова «это» придаёт стихотворению некую взволнованность, повышенную эмоциональность. Таким образом, правы и Миша, и Костя.

— В последних трех строчках есть звукопись, — заметила Таня.
— Даже слышно, как шипит вода.

Замечание Тани Перовой поможет обнаружить звукопись в последних трёх строчках стихотворения (в ЧАду, висяЧЕго, к круЧЕ, ШИпеньем), передающие шелест и шипение весенних вод.