Ответы к стр. 129 — 130. А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
? с. 130
— А сколько смысловых частей в этой строфе? Маша считает, что их три. Ты с ней соглашаешься? Проверь, какой рифмой поэт пользуется в первом, во втором и в третьем четверостишиях. А рифмуются ли заключительные две строчки? Порядок использования рифм в этом отрывке такой же, как и в предыдущем?
Здесь перекрёстная рифма в первом четверостишии, парная (или смежная) — во втором; охватная — в третьем; парная — в заключительном двустишии.
Мы уже знаем, что «Евгений Онегин» — это роман, крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Мы уже отчасти убедились в том, что разные рифмы несут разное содержание, способны передавать разное настроение, поэтому можно прийти к выводу: крупное произведение, включающее разные темы и настроения, поэт не захотел писать одной рифмой — это сделало бы его однообразным.
Важно почувствовать, что каждая рифма по-своему содержательна. Конечно, та же самая рифма может обслуживать произведения совершенно разного содержания, но, тем не менее, одна более приспособлена, чтобы передавать чёткий ритм происходящего (перекрёстная), другая — чтобы выражать некую длящуюся эмоцию (парная), третья — чтобы закольцевать целый мир чувств в единую картину (охватная).
— В этой строфе три разные картинки, героями которых являются три наездника и три лошадки, — сказала Евдокия Васильевна. — Для создания каждой картинки поэт выбрал именно такую, а не другую рифму. Кто сможет объяснить почему?
А ты сможешь? Попробуй!
Для первой лошадки, которая «плетётся… как-нибудь», поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит — и поэт выбирает парную рифму для создания этой эмоциональной картины: слова рифмуются в соседних строчках, придавая двустишиям необыкновенную энергию. Третья «лошадка» — дворовый мальчик — не плетётся монотонно (как первая лошадка) и не летит прямо и быстро (как вторая лошадка), но бегает свободно как хочет, петляет без всякой программы. Для создания этой картины очень подходит охватная рифма — и свободная, и создающая целостную картину.