Ответы к стр. 125 — 127. С. Маршак «Как поработала зима…»

? с. 124

— Неужели поэты даже длину строчек продумывают? — озабоченно спросил Костя.
— Конечно, Костя. Поэты любыми выразительными средствами пользуются продуманно, — сказала Евдокия Васильевна.
— Прочитайте стихотворение Маршака и обратите внимание на то, какие рифмы использует поэт.

Стихотворение Маршака демонстрирует безукоризненный пример использования парной (в словарях её называют «смежной») рифмы в первой строфе, перекрестной рифмы во второй строфе и, наконец, охватной — в третьей строфе. Интересно, что содержание третьей строфы как бы объясняет, почему используется именно охватная рифма для создания завершающего образа зимы: картина беспорядка, созданного падающими с неба снежинками, сменяется умиротворенной картиной покоя, глади, благодати — появляется впечатление обрамления — рамы, в которую заключён величественный лес.

? с. 126

Найди в этом учебнике стихи Фета и Тютчева и просмотри их.

Найдите стихотворения Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» (с. 115) и Фёдора Тютчева «Как весел грохот…» (с. 118).

Кто из этих поэтов и в каком стихотворении использовал парную рифму? А почему?

В стихотворении Фета парная рифма в первых двух строчках каждой строфы (и охватная — в следующих четырёх строчках каждой строфы). Важно заметить, что ритм всего стихотворения создаётся чередованием двух (взвинченных по интонации) строчек парной рифмы с более спокойной по интонации третьей строчкой, которая с ними не рифмуется, но будет рифмоваться с точно такой же спокойной по интонации строчкой ещё через две эмоциональные строчки с парной рифмой. То есть ритм может быть выражен так: 2:1, 2:1, 2:1 и т. д.

В стихотворении же Тютчева только охватная рифма.

Проверь также, обращался ли к этой рифме поэт Кушнер.

Ещё раз, уже по новому основанию, вернёмся к стихотворению Александра Кушнера «Сирень». Мы обнаружим, что это стихотворение строится по тому же принципу, что и стихотворение Афанасия Фета «Это утро, радость эта…»: каждая строфа состоит из шести строчек, две первые из которых рифмуются парной рифмой, а четыре последующие — охватной.

— Вернись к стихам Лермонтова, Волошина и Соколова. Проверь, пользовались ли они перекрёстной рифмой?

Найдём в учебнике такие стихотворения: М. Лермонтов «Парус» (с. 120), М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…» (с. 122) и Владимир Соколов «О умножение листвы…» (с. 37), «Все чернила вышли…» (с. 41) и обнаружат, что все эти поэты пользовались перекрёстной рифмой.

? с. 127

В каком стихотворении Тютчева используется охватная рифма? Найди её также в стихотворении Пастернака.

Речь идёт о стихотворении Тютчева «Как весел грохот…» (с. 118). В стихотворении Пастернака «Опять весна» (с. 39) охватная рифма используется в первых четверостишиях первой и второй строф.

Смысл этой работы заключается в том, чтобы мы учились различать разные типы рифмы и старались вдумываться в содержательность использования поэтами той или иной рифмы.

— А теперь прочитайте стихотворение Маршака целиком, — попросила Евдокия Васильевна. — По-разному ли звучат четверостишия? Какая рифма наиболее походит для спокойного рассказа? Для быстрого проявления эмоций? Для развёрнутого размышления?
Ты можешь ответить на эти вопросы?

Эти вопросы направлены на то, чтобы мы ещё раз почувствовали содержательность самой формы, особый характер каждого типа рифмы.

Так, для спокойного рассказа-повествования наиболее подходит перекрёстная рифма, которую поэт использует во второй строфе. Парная рифма лучше передаёт эмоции. Её поэт использует в первой строфе. Обратите внимание на знаки препинания в этой строфе. Охватная же рифма, к которой поэт обращается в третьей строфе, помогает подвести некий итог.