Ответы к стр. 148 — 150. Поход в «Музейный дом». Пабло Пикассо. Герника

? с. 149

— От немецкого фашизма пострадали народы многих стран, — сказала Евдокия Васильевна. — Так, в 1937 году фашисты разбомбили испанский город Герника, погубив десятки тысяч жизней. Художник Пикассо, испанец по происхождению, был потрясён этим неслыханным варварством.
— И он сразу же стал писать свою картину? — спросил Петя.
— Конечно! Посмотри на дату! — сказал Миша.

Обратите внимание, что картина написана именно в 1937 году.

— А почему репродукция не цветная? — спросил Костя.
— Цветная, — возразила Евдокия Васильевна. — Художник выбрал для своей картины именно эти цвета.
Ты можешь объяснить такой выбор художника?

Основные цвета картины — чёрный, белый и разные оттенки серого. Изображая гибель и страдания людей, художник выбрал именно эти цвета, лишённые радостных, ярких красок природы и самой жизни.

— Все кричат от ужаса, несутся куда-то, — сказал Костя.
У тебя похожее впечатление? Ты видишь рыдающую женщину с ребёнком на руках? А лежащего мужчину с раскинутыми руками (в его правой руке сломанный меч, а рядом цветок)? А женщин с каплевидными летящими головами? Видишь человека с запрокинутой головой, чьи руки воздеты к небу в жесте отчаяния?

Эти вопросы направлены на то, чтобы мы внимательно рассмотрели все детали картины. Можно выделять рамкой каждое из названных изображений.

— А при чём здесь бык и конь? — спросил Миша.
— Бык был главным тотемным животным для народов, населяющих Испанию, — объяснила Евдокия Васильевна. — Вы же слышали о корриде и о других национальных развлечениях с участием быков?
Тебе тоже известно об этом?
— А конь во многих культурах мира (и в Испании в том числе) — это воплощение войны, — добавила Евдокия Васильевна. — Он и на картине Пикассо свирепый и несущий разрушение, топчущий и подминающий под себя.
— И правда! — согласился Миша. — Не то что бык. Бык грозный и величественный. Он какой-то целый. Женщина как будто просит у него защиты. А конь весь какой-то вывернутый, как-то разваливается.
— Выходит, художник противопоставляет быка и коня? — спросила Маша.
Как ты ответишь Маше?

Надо найти на картине и внимательно рассмотреть изображения коня и быка. Причём не только морду коня, но и его копыта и хвост. Рассмотрите полностью фигуру быка (его голова светлая — белая с оттенками серо-голубого цвета, а тело тёмное — серовато-коричневое). Конь и бык противопоставлены друг другу по характеру изображения. Фигура коня дробная, экспрессивная, он подминает под себя всё вокруг, топчет копытами людей, его морда — зловещая, с угрожающим оскалом. Конь весь излучает агрессию и разрушение. Бык же изображён более цельно, его поза статична, и только морда искажена страданием. Он как будто сочувствует гибнущим людям.

— Я все равно не понимаю, зачем художник так всё нарисовал, — заявил Петя. — Он что, не мог нарисовать всё целиком? Почему везде обрывки, части, всё какое-то изуродованное…
— Ты, Петя, сейчас сам ответил на свой вопрос, — сказала Евдокия Васильевна. — После бомбардировок ничего целого в этом испанском городе не осталось. Всё было разрушено, искалечено, изуродовано, всюду горе, отчаяние и смерть. Что ты хочешь добавить, Татьяна?
— Я хочу добавить, что такие приёмы, когда отдельные фрагменты, когда вёе искажено, сдвинуто со своих мест, такие приёмы…
— Такие приёмы помогли художнику рассказать о том, что такое война, какие разрушения и страдания она несёт, — закончила за Таню учительница.