Ответы к стр. 164 — 165. Поход в «Музейный дом». К. Брюллов. Последний день Помпеи. Плиний Младший. Письмо Тациту
? с. 164 — 166
— Рассмотри репродукцию картины. Сможешь подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния Младшего? Ты видишь чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? А человека, который падает с коня? Тебе удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?
Текст письма Плиния помогает обратить наше внимание на те подробности картины, которые мы сразу не замечаем. Рассматривая репродукцию и соотнося её с подлинным историческим документом, мы убеждаемся, что художник был хорошо знаком с этим документом и опирался на него при написании картины («Повозки на совершенно ровном месте кидало в разные стороны. Чёрную страшную тучу в разных местах прорывали перебегающие огненные зигзаги. Она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими… Вскоре эта туча опускается к земле и накрывает море»).
— Брюллов чувствовал себя очевидцем этого ужасного события, — сказала Евдокия Васильевна. — Он даже изобразил себя самого на этой картине.
Возьми лупу и найди автопортрет художника. Ты узнаёшь его по ящику, из которого видны кисти, а также горшочки с красками.
— Почему ящик на голове у художника? — спросил Петя.
— Так было принято носить некоторые тяжёлые вещи, — ответила Евдокия Васильевна. — Например, корзины с овощами и
фруктами, сосуды с водой.
Автопортрет Карла Брюллова в левой верхней части картины. Чуть выше и левее изображения девушки, несущей на голове вазу.
Возьми рамку и выдели вертикальные фрагменты, в которые входят следующие группы людей: 1) мать с двумя взрослыми дочерьми; 2) мать и отец с двумя детьми: грудным ребёнком и ребёнком постарше; 3) старик-отец и двое сыновей: молодой воин и подросток; 4) Плиний с матерью; 5) юноша с раненой невестой.
Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких? Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие человеческие качества, стоя на пороге
смерти?
Важно, рассказывая о поведении людей, изображённых на картине, обратить внимание на ряд важных деталей. На то, как в первой группе (мать с двумя дочерьми) старшая девочка пытается успокоить испуганную младшую сестру, поглаживая её по спине. А мать прижимает к себе обеих дочерей, стараясь защитить их. На то, как во второй группе (мать и отец с двумя детьми: грудным ребёнком и ребёнком постарше) отец стремится защитить свою семью от стихии (обратите внимание детей на его плащ и на жесты обеих рук). В третьей группе (старик-отец и двое сыновей: молодой воин и подросток) — на то, легко ли юношам нести раненого или больного отца? Рассматривая четвёртую группу, где изображён Плиний с матерью, обратите внимание на то, что мать уже устала, у неё нет сил идти дальше. Рассмотрите её взгляд и жест (мать как будто отталкивает сына, просит его бежать одного). Обратите внимание на жест правой руки Плиния и положение его левой руки (сын пытается приподнять мать).
Найдите и перечитайте строчки из письма Плиния, где он говорит о своём споре с матерью: «Тогда мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал: для юноши это возможно, а она, отягощённая годами и болезнями, спокойно умрёт, зная, что не была причиной моей смерти. Я ответил, что спасусь только вместе с ней!»
Люди ведут себя благородно перед лицом стихии: каждый заботится не о себе, а о своих близких. Художник верил, что даже в самый страшный момент жизни — перед лицом гибели — люди могут оставаться людьми, сохранять в себе лучшие человеческие качества: благородство души, любовь к близким, заботу о них.