Ответы к стр. 29 — 32. С. Козлов. Не улетай, пой, птица!

? с. 31

— Посмотрите на происходящее с разных точек зрения, — предложила Евдокия Васильевна. — Сначала с точки зрения Зайца, а потом — Поросёнка.
Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать? Как он это делает: показывает сам? ободряет? успокаивает? обнадёживает? Подтверди своё высказывание строчками из текста, просмотрев текст от начала до конца.
Можно ли назвать Зайца хорошим учителем? Замечает ли он, что все мысли и чувства Поросёнка заняты совсем другим?

Вопросы к тексту сказки помогают развивать такое важное умение, как видение ситуации с разных точек зрения. Поставив себя на место Зайца, мы обнаружим и подтвердим строчками из текста, что Заяц очень хочет научить Поросёнка прыгать и прикладывает к этому много усилий. Он несколько раз показывает Поросёнку, как надо прыгать: «Смотри! — сказал Заяц. И прыгнул», «— Да не так, — сказал Заяц. — Смотри!», «— Смотри в третий раз!». Даёт ценные рекомендации и подбадривает: «Главное, не бойся, — говорил Заяц. — И отталкивайся двумя ногами сразу. Понял?». Успокаивает и обнадёживает: «Да чего же ты плачешь? Вот глупый! Да я тебя научу, научу! Надо только отталкиваться двумя ногами сразу». Но несмотря на все старания Зайца, его нельзя назвать хорошим учителем. Заяц совершенно не замечает, что все мысли Поросёнка заняты совсем другим, он даже думает, что Поросёнок плачет из-за неудач в прыжках.

Что же так заинтересовало Поросёнка? Найди то место в тексте, где впервые говорится о птице. Ты догадываешься, что это
за птица? Проследи по тексту, как постепенно пение птицы захватывает и завораживает Поросёнка. Как же подействовало на Поросёнка пение соловья?
Как можно назвать охватившее его чувство? Это восторг? Восхищение? Вдохновение? Счастье? Уверенность в собственных
силах? Какое из этих чувств самое главное?

Всё внимание Поросёнка было приковано к пению маленькой лесной птички. Судя по описанию внешнего вида птички и её чудесного пения («Она была совсем крошечная, серый такой комочек, а пела так, что у Поросёнка защемило в груди»), — это, скорее всего, соловей.

Сначала Поросёнок, привлечённый пением птицы, старается обнаружить её: «Где же она сидит? — разглядывая ветку за веткой, думал Поросёнок». Увидев крошечную птичку, услышав, как она поёт, он испытал щемящее чувство и больше не мог оторвать от неё взгляд: «Он, не отрываясь, глядел на птицу». Можно сказать, что Поросёнок испытал восторг и восхищение, слушая птицу: «Вот она наклонила голову, и… Такого Поросёнок ещё никогда не слышал. “Если бы я умел так петь, если бы я только чуть-чуточку мог, как она. Я бы…”». Но самое главное чувство, которое испытал Поросёнок благодаря пению соловья, это чувство уверенности в собственных силах: «Птица, — шептал Поросёнок. — Не улетай, пой, птица! Я не умею прыгать, не умею петь, но когда ты поёшь, мне кажется, мне кажется… я могу всё». Поросёнок испытал настоящее счастье под воздействием красоты, и именно от счастья он плакал: «Птица пела, а Поросёнок лежал ничком на упавшей сосне, и ему казалось, что он сам — вольная птица, летит высоко над землёй и машет лёгкими крыльями».

Предположи, почему Поросёнок слышит пение птицы, а Заяц — нет?
Как ты думаешь, почему Поросёнок не делится с Зайцем своими впечатлениями и мыслями?
— Какова же сила красоты? — спросила Евдокия Васильевна.
— Какие строчки можно назвать главными в этой сказке?
Ты знаешь ответ на этот вопрос?

Заяц менее восприимчив к красоте, потому что он суетлив и деятелен и не такой наблюдательный, как Поросёнок. Поросёнок не делится с Зайцем своими впечатлениями и мыслями, потому что не хочет его обижать: ведь Заяц полностью поглощён тем, что учит Поросёнка прыгать через сосну — он показывает, объясняет, рекомендует, — и Поросёнок автоматически вежливо отвечает на все призывы и слова Зайца.

Главными строчками в этой сказке можно назвать те, где Поросёнок обращается к птице: «Птица, — шептал Поросёнок. — Не улетай, пой, птица! Я не умею прыгать, не умею петь, но когда ты поёшь, мне кажется, мне кажется… я могу всё». Из этих строк видно, что воздействие красоты заключается в её способности вдохновлять и придавать уверенность в собственных силах, вселять веру в себя.