Ответы к стр. 120 — 122. М. Лермонтов. Парус

? с. 121

— Не просто понять это стихотворение, — сказала учительница.
— Да что вы, Евдокия асильевна! — возразил Петя. — Мы даже песню такую слышали! Ничего сложного. Проще пареной репы. Правда, Мишка?
Миша тоже не увидел в стихотворении ничего сложного, но ему стало неудобно перед Евдокией Васильевной, и он промолчал.

«Парус» был положен на музыку. Идеально было бы сначала порассуждать на эту тему, а потом послушать эту песню, музыку которой написал А. Варламов. Это четырехстопный ямб (который всегда можно проверить по любой строчке из «Евгения Онегина», например: «Мой дядя самых честных правил»), и ритм первых двух строчек может быть обозначен так:
та-ТА, / та-ТА, / та-ТА, /та-ТА/ та
та-ТА, / та-ТА, / та-ТА, /та-ТА.
То есть уже сам ритм (без учёта содержания) — ясный и жизнерадостный.

— Герой-рассказчик наблюдает за парусником и размышляет о его судьбе, — сказала учительница. — Понять, о чём он размышляет, не просто. Но давайте попробуем!
Прочитай первую строфу. В каких строчках герой передаёт своё впечатление от парусника? А где оно сменяется на размышление о его судьбе? Откуда герой наблюдает парусник: издали или вблизи? А где находится парусник: ещё на родине или уже на чужбине? А может быть, где-то между ними? Герой знает, почему парусник покинул родину?

В первых двух строчках лирический герой говорит о паруснике, наблюдая за ним издалека, с берега, передаёт своё впечатление от него: «Белеет парус одинокой / В тумане моря голубом!..». А во вторых двух строчках он рассуждает о двух силах, которые словно тянут парусник в разные стороны: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?..». Эти две строчки говорят о напряжённом состоянии души самого лирического героя, который сочувствует парусу, пытается понять его устремления. За счёт этого напряжения создаётся ощущение, что парусник где-то на распутье между родиной и чужбиной.

Прочитай вторую строфу. Можно ли сказать, что она построена точно так же, как первая: сначала — конкретное впечатление (пейзажная зарисовка), а затем — размышление о судьбе парусника? Какие строчки подтверждают, что воображение унесло героя далеко в море и теперь он видит парусник вблизи? Герой уже знает ответ на вопрос, который был задан в первой строфе, или может ответить на него только частично?

Во второй строфе в первых двух строчках — опять впечатление о парусе. Но теперь он ближе: он не белеет где-то вдали, уже можно разглядеть и расслышать, что «мачта гнётся и скрыпит». Во вторых двух строчках (вы можете называть их третьей и четвёртой строчками) вместо образа двух стран — далёкой и родной — появляется «образ счастья», то есть то, что могло бы объяснить странное поведение паруса: в конце концов, все же ищут счастья! Все — но не парус! И вновь создается перекрёсток, в центре которого образ паруса. Лирический герой с недоумением отмечает: «Увы, — он счастия не ищет / И не от счастия бежит!» Получается, что парус совсем не такой, как все: он и не убегает от счастья, и не стремится к нему. Таким образом, лирический герой лишь частично понимает устремления парусника.

Прочитай третью строфу. А как она построена? Содержит ли она конкретные впечатления? В какую картину они складываются: в красивую и спокойную или мрачную и тревожную? Какой контраст есть в третьей строфе?

В третьей строфе в первых двух строчках — снова речь о парусе. Лирический герой окружает его необыкновенно гармоничной картиной: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой…». В мире царит такая красота… — но парус совершенно не хочет ею наслаждаться! В заключительных двух строчках вместо образа счастья, к которому должны стремиться все «нормальные» души, — образ бури — именно к ней стремится парус: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!» В этих строчках есть то же напряжение, которое присутствует в последних строчках всех предыдущих строф. Это напряжение создаётся тем восхищенным недоумением, какое звучит в словах лирического героя. Он будто бы и не понимает поведения паруса, и вместе с тем восхищается им: «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!»

Обрати внимание на знаки препинания в конце каждой строфы! Помогают ли они выразить то главное переживание, которое содержится в стихотворении?

В стихотворении сочетаются восклицательная интонация (она есть в каждой строфе), вопросительная интонация (в первой строфе встречается два раза) и интонация размышления, которая обозначена многоточием (есть в каждой строфе). Таким образом, стихотворение интонировано очень разнообразно и эмоционально (три раза — восклицание; два раза — вопросы, три раза — многоточие). Это напоминает музыку, в которой чередуются радость и тревога, повышение и понижение интонации и которая исполняется НЕ размеренно, а, напротив, стремительно, в нарастающем темпе, с нарастающей громкостью.

Как ты думаешь, какое чувство вызывает у героя поведение парусника: осуждение? недоумение? восхищение? С умеешь прочитать это стихотворение так, чтобы подтвердить свою точку зрения?

Объясним смысл самой последней строчки. Логика здесь такая: «парус» (это один из двух героев стихотворения) не устраивает та жизнь, которой он жил раньше и которой живут все. «Парус» пытается вырваться за сковывающие его рамки: покидает родину, бежит от счастья. Он ищет смысл жизни, хочет обрести себя в этой жизни, а значит, найти место своей растревоженной, неудовлетворённой, взволнованной душе. А найти себе место — значит, успокоить свою душу, найти своей душе покой. Это и вызывает одновременно и восхищение, и недоумение лирического героя: как же можно найти покой своей душе, отказываясь от гармонии и счастья, жаждать бури, стремиться как раз к тому, что начисто лишает покоя!