Страница 114
Упражнение 209. Прочитайте.
• Обсудите, справедливы ли эти слова. О чём заставляют они нас задуматься?
• Запишите по памяти. Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания. Почему окончания у имён существительных в дательном падеже разные?
К добру и миру тянется мудрец,
К войне и распрям тянется глупец.
Потому что у них разные склонения.
Упражнение 210. Прочитайте.
• Объясните, одинаковые ли окончания будут у имён существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.
Нет, так как у них разные склонения.
• Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончания.
1. Пословица к слову2 скл. молвится. 2. По капле1 скл. — дождь, по росинке1 скл. — роса. 3. По речи3 скл. узнают человека. 4. Делу2 скл. — время, потехе1 скл. — час. 5. Поступай всегда по совести3 скл.. 6. Отвага — силе1 скл. подруга. 7. Цыплят по осени3 скл. считают. 8. К всякой вещи3 скл. относись бережно.
Упражнение 211. Прочитайте.
Радоваться, идти,
плыть, подъехать,
подарить, гулять,
написать, спускаться.
Успех, Волга, аллея,
солнце, лестница, чаща,
гавань, бабушка, приятель,
крепость, улица, площадь,
море, деревня, учитель.
• Составьте словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа.
• Выделите окончания имён существительных. Укажите склонение имён существительных.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Радоваться успеху (2-е скл.). Радоваться солнцу (2-е скл.). Идти по аллее (1-е скл.). Идти по площади (3-е скл.). Плыть по Волге (1-е скл.). Плыть по гавани (3-е скл.). Плыть по морю (2-е скл.). Подъехать к крепости (3-е скл.). Подъехать к деревне (1-е скл.). Подарить бабушке (1-е скл.). Подарить учителю (2-е скл.). Гулять по улице (1-е скл.). Гулять по чаще (1-е скл.). Написать приятелю (2-е скл.). Спускаться по лестнице (1-е скл.).