Страница 17. Обращение

Упражнение 20. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! (У страха глаза велики) 2. Речка-матушка, спрячь меня! (Гуси-лебеди) 3. Испеки, старуха, колобок. (Колобок) 4. Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню. (Заюшкина избушка) 5. Бери ложку, хозяюшка. (Каша из топора) 6. Что тебе надобно, старче? (Сказка о рыбаке и рыбке) 7. Не обессудь, куманёк. Больше потчевать нечем. (Лиса и Журавль)

1. У страха глаза велики. 2. Гуси-лебеди. 3. Колобок. 4. Заюшкина избушка. 5. Каша из топора. 6. Сказка о рыбаке и рыбке. 7. Лиса и Журавль.

• Вспомните, как в русском языке называются выделенные слова. Какова их роль в предложении?

Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

• Прочитайте выразительно предложения и понаблюдайте, как вы произносите слова-обращения.
• Обратите внимание на знаки препинания в предложениях. Спишите любые три предложения.

1. Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! 2. Речка-матушка, спрячь меня! 3. Испеки, старуха, колобок.

Упражнение 21. Прочитайте выразительно. В чём сходство и различие предложений каждой группы?

• Спишите предложения. Подчеркните в них обращения. Объясните знаки препинания.

1. Где ты, птичка1, гнёздышко свила?
2. Птичка, где ты гнёздышко2 свила?
3. Где ты гнёздышко свила, птичка?

Звуко-буквенный разбор слова ПТИЧКА и по составу слово ГНЁЗДЫШКО:

птичка [пт’ич’ка] - 2 слога
п [п] - согл, глух. парн., твёрд. парн.
т [т’] - согл, глух. парн., мягк. парн.
и [и] - гласн., ударн.
ч [ч’] - согл., глух. непарн., мягк. непарн.
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., безуд.
6 б., 6 зв.

гнёздышко (-о – окончание, гнёздышк- – основа слова, гнёзд- – корень, -ышк- – суффикс)

• Составьте и запишите своё предложение с обращением.

Куда ты, птичка, летишь?