Страница 30
Упражнение 38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.
1. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики, скользкие грузди, душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева, расселись по берёзам, клюют горькие почки. (М. Пришвин)
Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
Запятые разделяют однородные члены предложения.
Запятая между однородными членами, соединёнными союзами
Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.
Упражнение 39. Прочитайте. Рассмотрите условные обозначения однородных членов.
• В чём сходство и различие каждой пары предложений?
Во вторых предложениях есть союз и между однородными членами.
• Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится?
Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то между ними ставится запятая. Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.
• Запишите предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.
Зацвели одуванчики, шиповник. Зацвели одуванчики и шиповник.
Звёзды меркнут, гаснут. Звёзды меркнут и гаснут.
Разберите предложение по членам:
какие? куда?
↓-------------------| |-----------------------------↓-------------↓
Серебряные паутинки опускались на деревья и на кусты. (Повеств., невоскл., прост., распростр., с однор. обстоятельствами)
[ __ == (-.-) и (-.-)].