Страница 56

Упражнение 88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам.

• Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

¬⌒∧☐                                        ⌒∧☐
подснежники  (сущ.)              карандашики (сущ.)
дошкольный  (прил.)            грустный (прил.)

¬⌒☐                                            ⌒☐
заберу (глаг.)                          белый (прил.)
отнесу  (глаг.)                          вода (сущ.)

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова

Упражнение 89. Рассмотрите схему «Правописание гласных и согласных в корне слова». В чём сходство и различие в подборе проверочного слова для слов с безударным гласным звуком, с парным по глухости-звонкости согласным звуком, с непроизносимым согласным звуком в корне?

Для проверки обозначения на письме безударного гласного звука необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный стал ударным, а для проверки обозначения на письме парного по глухости/звонкости согласного и непроизносимого согласного  -такое проверочное слово, чтобы после этих звуков стоял гласный звук.

• Почему надо проверять слова, в которых есть такие орфограммы?

Слова с такими орфограммами необходимо проверять, потому что произношение расходится с написанием.

• Выпишите из таблицы сначала слова с проверяемыми орфограммами, а затем слова с непроверяемыми орфограммами.

Слова с проверяемыми орфограммами: дворы (двор), дуб (дубы), честный (честен), ночной (ночь), сказка (сказочный), звёздный (звезда).

Слова с непроверяемыми орфограммами: железо, завтра, чувство.