Страница 85
Упражнение 143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.
1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.
• Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
1. Без терпенья нет ученья. 2. Около хлеба и мыши водятся. 3. От скуки бери дело в руки. 4. После работы еда вкуснее. 5. Лень до добра не доводит. 6. У кольца нет конца.
Примеры объяснения:
Без терпенья нет ученья.
Нет (чего?) ученья.
«Имя существительное ученья стоит в родительном падеже. Узнал(а) падеж по вопросу и вспомогательному слову нет. Нет ученья (без ч е г о?) без терпенья. Имя существительное терпенья стоит в родительном падеже. Узнал(а) падеж по вопросу и предлогу без».
Около хлеба и мыши водятся.
«В предложении два имени существительных: имя существительное мыши стоит в именительном падеже, в предложении является подлежащим. Нахожу слово, с которым связано по смыслу имя существительное хлеба, и ставлю от этого слова вопрос: водятся (около чего?) хлеба. Имя существительное хлеба стоит в родительном падеже. Узнал(а) падеж по вопросу и предлогу около».
• Разберите пятое предложение по членам. (Этого задания нет в учебнике 2021 года)
до чего?
↓-------------|
Лень до добра не доводит. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
Упражнение 144. Прочитайте.
1. Друга ищи, а найдёшь — береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима — одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота.
• В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?
Можно определить падеж по вопросу, с помощью слова-помощника, по предлогам.
Образец рассуждения: «Бежал (от кого?) от волка; имя существительное волка отвечает на вопрос кого?, имеет предлог от, употреблено в родительном падеже; напал (на кого?) на медведя; имя существительное медведя отвечает на вопрос кого?, имеет предлог на — это винительный падеж; нет (кого?) друга, вспомогательное слово нет употребляется с именами существительными в родительном падеже, по вопросу и вспомогательному слову определяем, что имя существительное друга стоит в родительном падеже; ищи (кого? чего?) друга, имя существительное друга стоит в винительном падеже и др.».
Задание 144 из учебника 2021 года
Упражнение 144. Прочитайте.
1. Медведи у волка не гостят. 2. От волка бежал, да на медведя напал. 3. Для медведя зима — одна ночь. 4. Без кота мышам раздолье. 5. Есть сало, да не про кота.
• В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?
Можно определить падеж по вопросу, с помощью слова-помощника, по предлогам.
Образец рассуждения: «Бежал (от кого?) от волка; имя существительное волка отвечает на вопрос кого?, имеет предлог от, употреблено в родительном падеже; напал (на кого?) на медведя; имя существительное медведя отвечает на вопрос кого?, имеет предлог на — это винительный падеж.».
• Спишите. Укажите падеж выделенных имён существительных.
1. Медведи у волкаР.п. не гостят. 2. От волкаР.п. бежал, да на медведяВ.п. напал. 3. Для медведяР.п. зима — одна ночь. 4. Без котаР.п. мышам раздолье. 5. Есть сало, да не про котаР.п..
Упражнение 145. Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.
Говорить по телефону, подойти к телефону, позвонить по телефону, сказать товарищу, сказать врачу, сказать телефонисту.
• Что обозначают слова телефон, телефонист?
Телефон. 1. Система электросвязи, обеспечивающая передачу речевой информации на расстояние. 2. Аппарат для разговора посредством телефонной связи.
Телефонист - работник телефонной станции.
• По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
Падежные формы дательного падежа могут иметь следующие значения: 1. Указывать на лицо (предмет), которому адресовано какое-либо действие (предмет) или для которого совершается действие (письмо другу). 2. Называть предмет, к которому направлено движение (идти к лесу).
• Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле-: телебашня, ... .
Телевизор, телеоператор, телепередача, телеведущий, телеграмма, телеграф, телефон, телефонист.