Страница 134

Упражнение 255. Прочитайте. Сколько здесь предложений? 4

Зима обрядила сосны и ели в снеговые шубы до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки пуховые варежки на ветви надела стоят лесные богатыри чинно и спокойно кустики и молоденькие деревца зима тоже в белые шубки одела на снегу она расписала узоры из разных следов и следочков.

• Запишите предложения, правильно обозначая их границы и ставя, где нужно, запятые. Подчеркните главные члены предложения. Чем сходны предложения?

      Зима обрядила сосны (В. п.) и ели (В. п.) в снеговые шубы (В. п.), до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки (В. п.) на ветви (В. п.) надела. Стоят лесные богатыри (И. п.) чинно и спокойно. Кустики (В. п.) и молоденькие деревца (В. п.) зима тоже в белые шубки (В. п.) одела. На снегу она расписала узоры (В. п.) из разных следов и следочков.

Во всех предложениях есть однородные члены.

• В одном падеже или в разных стоят в предложениях выделенные имена существительные? Объясните свой ответ. Укажите падеж этих имён существительных.

В.п.: сосны, ели, шубы, варежки, ветви, кустики, деревца, шубки, узоры. И.п.: богатыри.

Cуществительное богатыри стоит в именительном падеже, остальные — в винительном. Если существительное — главный член предложения, то оно стоит в именительном падеже, если второстепенный — в винительном.

молоденькие (-ие – окончание, молоденьк- – основа слова, молод- – корень, -еньк- – суффикс)

Узоры — сущ. (что?), н. ф. — узор, неодуш., нариц, м. р., 2 скл., в В. п., во мн. ч., дополнение.

Упражнение 256. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название. (Весна)

Улыбнулось солнышко,
Спать ушли метели.
Маленький воробушек
Поднялся с постел.. .

Сел на ветку тонкую
И под звон капел..
Распевает песенки
На своей качел.. .
(Т. Андреева)

• Спишите, вставляя пропущенные окончания. Объясните правописание данных окончаний.

            Весна
Улыбнулось солнышко,
                      И. п.
Спать ушли метели.
Маленький воробушек
Поднялся с постели.

Сел на ветку тонкую
И под звон капели
                    В.п.
Распевает песенки
На своей качели.  
                         Т. Андреева

С постели - Р. п., 3-е скл., капели — Р. п., 3-е скл., на качели — П. п., 3-е скл.

• Укажите падеж имён существительных, употреблённых в форме множественного числа.

Метели (И.п.), песенки (В.п.)

спать [спат’] 1 слог
с [с] - согл., глух., парн., твёрд. парн.
п [п] - согл., глух., парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., ударн.
т [т’] - согл., глух., парн., мягк. парн.
ь [-]        
5 б., 4 зв.

Воробушек — сущ. (кто?), н. ф. — воробушек, одуш., нариц., м. р., 2 скл., в И. п., в ед. ч., подлежащее.

На качели — сущ. (на чём?), н. ф. — качель, неодуш., нариц., ж. р., 3 скл., в П. п., в ед. ч., обстоятельство.

И тут неувязочка. Вообще, слово качель - устаревшее разговорное. Слово качели сейчас в единственном числе не употребляется. Но Андреева все же (видимо, вдохновившись Мандельштамом) употребила. Из предложения отчетливо видно, что это женский род, единственное число, предложный падеж. На самом деле у слова качели число множественное, а единственного не бывает. Соответственно, склонение и род не определяется. Как ребенку это объяснить, решайте сами.