Страница 11

Упражнение 9. Прочитайте три текста.
По наружности Соболько напоминал обыкновенную дворнягу. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Умная собака виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала.

Лебедь красиво подплыл к берегу.4 Он вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.

Один из островов Светлого озера назывался Голодаем. А назывался он так потому, что, попав на него в плохую погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.
                                           Д. Мамин-Сибиряк

• Определите тип каждого текста: это повествование, описание или рассуждение? О чём говорится в каждом из них: о признаках, о действиях или о причине чего-либо? К какому тексту можно поставить какой-либо из данных вопросов: какой? что произошло? почему?

1 текст (Соболько) - описание, о признаках, какой?
2 (лебедь) - повествование, о действиях, что произошло?
3 - рассуждение, о причине, почему?

• Спишите любой текст. Проверьте себя.

Лебедь красиво подплыл к берегу. Он вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.

Разберите предложение по членам:

                  как?            куда?
                ↓-----------|     |-----------↓   
Лебедь
 красиво подплыл к берегу. (Повеств., невоскл., простое, распростр.)
[- =].

Если уже изучили, как подчеркивать второстепенные члены: красиво - обстоятельство, подчёркиваем -.-.-.-, к берегу - дополнение, подчёркиваем - - - - - -.