Словосочетание
Страница 22. Что такое словосочетание?
Упражнение 28. Прочитайте.
• Спишите. Подчеркните главные члены.
В еловом лесу без устали хлопочут проворные белки. В вершинах ёлок они устроили тёплые гнёзда. В лесных кладовых хлопотливые зверьки спрятали вкусные орехи.
Разбор слова ХЛОПОТЛИВЫЕ по составу:
хлопотливые (-ые – окончание, хлопотлив- – основа слова, хлопот- – корень, -лив- – суффикс).
Выпишите из первых двух предложений словосочетания.
Белки (какие?) проворные, хлопочут (где?) в лесу, хлопочут (как?) без устали, в лесу (каком?) еловом.
Устроили (что?) гнёзда, устроили (где?) в вершинах, гнёзда (какие?) тёплые, в вершинах (чего?) ёлок.
Упражнение 29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Солнце стояло низко над горизонтом4. 2. На небе показался серп молодого месяца.
• Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Выпишите словосочетания.
Стояло (как?) низко, стояло (где?) над горизонтом.
Показался (где?) на небе, серп (чего?) месяца, месяца (какого?) молодого
• Разберите любое предложение по членам предложения. В какой последовательности вы это будете делать?
как? где
|--------↓----------------↓
Солнце стояло низко над горизонтом. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
[ ___ ===].
какого?
где? чего? ↓----------|
↓---------| |-------------------------↓ |
На небе показался серп молодого месяца. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
[ === ___ ].
Сперва я нахожу грамматическую основу, затем нахожу словосочетания, определяя в каждом главное слово, ставлю и записывая вопрос к зависимому слову.