§ 14. Западноевропейская культура в XI—XIV вв., страница 126
Какие новые черты появились в западноевропейской культуре XI— XIV вв.?
1 Архитектура и искусство
Лаахское аббатство. Германия.
Собор Парижской Богоматери. Франция.
▲ Рассмотрите иллюстрации и определите архитектурный стиль каждого здания.
Ответ: Лаахское аббатство построено в романском стиле, а Собор Парижской Богоматери — в готическом стиле.
• Какие здания из камня возводились в Средние века? Какие из них имели особое значение?
Ответ: Из камня возводили храмы, монастыри, рыцарские и королевские замки, ратуши и торговые ряды. Особое значение имели храмы, потому что они были центром культурной жизни.
2 Литература
Сборник средневековых стихов и песен. XV в.
▲ Рассмотрите форму книги и определите, войне или любви были посвящены помещённые в ней произведения. Почему вы так думаете?
Ответ: Книга, скорее всего, посвящена любви, потому что у неё изящный вид и, возможно, есть украшения, характерные для рыцарской поэзии о любви.
Средневековая иллюстрация к «Роману о Лисе»
▲ В каком образе предстаёт Лис на иллюстрации? Предположите, чем может закончиться изображённая сцена.
Ответ: Лис предстаёт в образе хитрого обманщика, возможно, монаха. Сцена может закончиться тем, что Лис обманет других животных и уйдёт от расплаты.
• 1. Какие жанры представляли литературу зрелого Средневековья?
Ответ: Религиозные трактаты, рыцарские романы, героический эпос, городские новеллы, басни, сатирические песни и баллады.
2. Кто создавал произведения литературы зрелого Средневековья?
Ответ: Их создавали представители духовенства, придворные поэты-трубадуры, городские авторы, ваганты и народные сказители.
3 Средневековое образование
▲ Какое из «семи свободных искусств» изобразил средневековый художник? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: Художник, вероятно, изобразил музыку, так как на иллюстрации могут быть изображены музыкальные инструменты или ноты.
• 1. Какие дисциплины входили в «семь свободных искусств»?
Ответ: В «тривиум» входили грамматика, риторика и диалектика. В «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
2. Какие формы занятий существовали в университетах?
Ответ: Существовали лекции, репетиции (вопросы учителя к ученику) и диспуты (словесные турниры между студентами).
4 Схоластика и развитие научных знаний
Фома Аквинский. Художник К. Кривелли
Роджер Бэкон. Художник Э. Борд
▲ Рассмотрите иллюстрации. Какие особенности предпочитаемых учёными-богословами способов научного познания мира художники изобразили на их портретах?
Ответ: На портрете Фомы Аквинского, возможно, показано, что он опирается на книги и разум, а на портрете Роджера Бэкона — что он проводит опыты, так как он считал, что для познания истины нужны эксперименты.
• 1. Назовите наиболее известных западноевропейских учёных.
Ответ: Пьер Абеляр, Фома Аквинский и Роджер Бэкон.
2. В чём выразилась практическая польза от поиска «философского камня»?
Ответ: Алхимики, смешивая вещества, научились получать краски, лаки, сплавы металлов и некоторые лекарства.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, в каком стиле построен Кёльнский собор. Свой ответ аргументируйте.
2. Назовите характерные признаки романского и готического архитектурных стилей.
3. Какие ступени обучения существовали в средневековом университете?
4. Чем различаются методы схоластики и современной науки?
5. Заполните таблицу «Развитие литературы в XI—XIV вв.».
Группа общества / Основные темы создаваемых литературных произведений
Духовенство
Дворянство
Горожане
Крестьяне
Работаем с ИС ТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из статьи писателя М. Горького. Ответьте на вопросы.
Робин Гуд жил в конце XII в., приблизительно в 1180—1200 гг., в Англии, в огромном лесу Тир-Вуд графства Норк. В то время в Тирвудском [Шервудском] лесу укрывались остатки старинного населения Англии — саксы, только что побеждённые норманнами, выходцами из Франции.
Эти остатки свободолюбивого народа, не желая подчиняться жестокой власти завоевателей, чуждым обычаям и законам, жили в лесу, сохраняя военную организацию, отличавшую их от простых разбойников больших дорог, нападая только на богатых норманн, на их дворянство, судей, священников и монахов…
Народные баллады рисуют Робин Гуда неутомимым врагом угнетателей норманнов, любимцем поселян, защитником бедняков, человеком, близким всякому, кто нуждался в его помощи. И в благодарность за это поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому.
• В какую эпоху, по мнению писателя, жил исторический Робин Гуд? Кем он являлся? Чем образ Робина Гуда в народных балладах отличался от реального?
Ответ: По мнению писателя, Робин Гуд жил в конце XII века. Он был саксом, который скрывался в лесу и нападал на богатых норманнов. В балладах он стал народным героем и защитником бедных, а в жизни, возможно, был просто разбойником.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
1. Расположите термины по степени повышения их значимости: «студент», «декан», «ректор», «преподаватель». Назовите слово, которое объединяет все эти понятия.
Ответ: Студент → преподаватель → декан → ректор. Их объединяет слово университет.
2. Найдите лишнее понятие: грамматика, музыка, риторика, диалектика. Объясните свой ответ.
Ответ: Лишнее — музыка, потому что грамматика, риторика и диалектика входят в «тривиум» (искусства речи), а музыка — в «квадривиум» (искусство чисел).
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие новые черты появились в западноевропейской культуре XI— XIV вв.?
Ответ: В культуре появились новые черты:
В архитектуре романский стиль сменился готическим, с высокими стрельчатыми зданиями и витражами.
В литературе, кроме религиозной, появилась светская — рыцарские романы и городские сатирические произведения.
Возникли университеты, где изучали «семь свободных искусств», и развивалась схоластика, которая пыталась соединить веру и разум.