§ 20. Цивилизации доколумбовой Америки, страница 175

Что отличало цивилизации доколумбовой Америки от цивилизаций Европы, Азии и Африки?

1 Жители американского континента: образ жизни и занятия

Золотая фигурка ламы. XV в.
▲ О развитии какого вида ремесла свидетельствует фигурка ламы?

 Ответ: Фигурка свидетельствует о высоком развитии ювелирного дела и металлообработки, в частности, обработки золота.

• 1. Почему индейцы оказались изолированными от народов Европы и Азии?

Ответ: Потому что около 7–10 тысяч лет назад перешеек, соединявший Азию и Америку (в районе Берингова пролива), затопило, и жители Америки оказались отрезанными от остального мира до конца XV века.

2. Перечислите занятия жителей Америки.

 Ответ: Жители Америки занимались охотой, рыболовством, собирательством, а в благоприятных регионах — земледелием (выращивали кукурузу, картофель, томаты). Также было развито ремесло.

2 Города-государства майя

Правитель майя. Глиняная фигурка с острова Хайна. Ок. 600—900 гг.
▲ Рассмотрите изображение. Опишите внешний вид правителя майя. Что свидетельствует о его высоком положении?

 Ответ: Правитель майя изображён в богатых одеждах и головном уборе, вероятно, с украшениями. Его высокое положение подчёркивают поза, регалии и то, как его изобразили.

• 1. Как было устроено управление в городах-государствах майя?

Ответ: Во главе города-государства стоял наследственный правитель — «настоящий человек». Ему помогали чиновники, собиравшие налоги, и жрецы, ведавшие религиозными обрядами, календарём и письменностью.

2. Каковы достижения майя в культуре?

 Ответ: Майя достигли больших успехов в астрономии (составили точный календарь, предсказывали затмения), математике (первыми использовали ноль), архитектуре (строили пирамиды) и создали сложную иероглифическую письменность.

3 Держава ацтеков

Ритуальный камень ацтеков. XV в.
▲ Какой вывод о мастерстве ацтекских резчиков по камню можно сделать при изучении данного предмета?

 Ответ: Можно сделать вывод, что ацтекские резчики по камню были очень искусными мастерами, способными создавать сложные и детализированные произведения.

• 1. Каким образом ацтекам удалось создать могущественную империю?

Ответ: Ацтеки создали империю благодаря воинственности: они покорили множество соседних племён и заставили их платить себе дань.

2. Охарактеризуйте религиозные верования ацтеков.

 Ответ: Религия ацтеков была очень жестокой. Они верили, что богов (особенно бога солнца и войны Уицилопочтли) нужно постоянно умилостивливать человеческими жертвами, иначе миру угрожает катастрофа.

4 Империя инков

Город Куско. Рисунок. XVI в.
▲ Опишите, как был спроектирован и построен город Куско.

 Ответ: Город Куско был хорошо спланирован. Он был столицей, центром империи, с храмами, дворцами и, вероятно, имел чёткую структуру, связанную с его ролью.

Руины города инков Мачу-Пикчу. Современная фотография
▲ Мачу-Пикчу иногда называют «городом среди облаков». Как вы думаете, почему? Предположите, как могут быть связаны верования инков и расположение города.

 Ответ: Его так называют потому, что он расположен высоко в горах, среди облаков. Это могло быть связано с верованиями инков, которые почитали горы и считали их священными.

Инка с узелковым письмом. Гравюра. XVI в.
▲ Как вы думаете, больше сведений можно передать с помощью узелков или знакового письма (иероглифов, алфавита)?

 Ответ: Знаковое письмо (иероглифы, алфавит) позволяет передавать гораздо больше и сложных сведений, чем узелковое письмо кипу, которое в основном служило для учёта.

• 1. Почему Единственный инка обладал неограниченной властью в империи?

Ответ: Потому что он считался сыном бога Солнца, владельцем всей земли и обладал правом передавать власть по наследству.

2. В чём заключалась особенность письменности инков?

 Ответ: Особенность письменности инков (кипу) заключалась в том, что это было узелковое письмо, а не знаковое. Информация передавалась с помощью узелков, завязанных на разноцветных шнурах.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Определите, какой цивилизации доколумбовой Америки принадлежит памятник. Аргументируйте свой ответ.
2. Выделите три зоны древней Америки. Как природа повлияла на занятия и образ жизни жителей этих зон?
3. Что обозначает словосочетание «доколумбова Америка»? Речь идёт об одной цивилизации или о разных?
4. Чем отличалось государственное устройство майя от государств ацтеков и инков?
5. Каких успехов добились индейцы майя в культуре и науке?
6. Что общего было у государств ацтеков и империи инков и чем они отличались друг от друга?

1. Ответ: Памятник в начале параграфа (Храм Кукулькана) принадлежит цивилизации майя. Это видно по его характерной ступенчатой пирамидальной форме.

2. Ответ:

  • Северная Америка (арктические районы и леса): Охота, рыболовство, собирательство. Жилища — иглу, вигвамы.

  • Центральная Америка и плодородные долины Южной: Земледелие (кукуруза, картофель). Строили города-государства.

  • Горные районы Южной Америки (Анды): Земледелие на террасах, разведение лам. Создали централизованную империю (инки).

3. Ответ: «Доколумбова Америка» — это Америка до её открытия Христофором Колумбом в 1492 году. Речь идёт не об одной, а о разных цивилизациях (майя, ацтеки, инки и др.), которые развивались независимо друг от друга.

4. Ответ: Майя не создали единого государства, у них были независимые города-государства. А ацтеки и инки создали централизованные империи, объединившие множество народов.

5. Ответ: Майя добились успехов в астрономии (точный календарь), математике (изобрели ноль), архитектуре (пирамиды) и создали собственную иероглифическую письменность.

6. Ответ:

  • Общее: И ацтеки, и инки создали могущественные централизованные империи, покорившие соседние народы.

  • Отличие: Ацтеки часто практиковали жестокие человеческие жертвоприношения, а инки больше внимания уделяли чёткой организации управления и строительству дорог для связи своей огромной империи.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте индейскую легенду и ответьте на вопросы.
Люди в те времена жили, как неразумные звери, без религии и порядка, без селений и домов, не возделывая и не засевая землю, не одеваясь и не покрывая своё тело, потому что они не умели обрабатывать ни хлопок, ни шерсть, чтобы делать одежду. Отец Солнце, видя людей такими, проникся к ним сожалением. И направил он с Неба на Землю своих сына и дочь, чтобы они наставляли людей на путь познания отца Солнца, чтобы они стали поклоняться ему. Чтобы они дали им заветы и законы, научили бы их строить дома и обрабатывать землю, выращивать злаки, растить скот.

• 1. Определите, какому народу доколумбовой Америки принадлежит легенда. Приведите доказательство своей точки зрения.

Ответ: Эта легенда принадлежит инкам. Доказательство — в легенде говорится, что людей на землю послал «Отец Солнце», а инки как раз считали своего правителя, Инку, сыном бога Солнца.

2. С чем этот народ связывал появление общественных порядков и занятий людей?

 Ответ: Этот народ связывал появление порядка, земледелия, ремёсел и законов с волей богов, которые послали своих детей, чтобы научить людей всему этому.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

К каким сферам деятельности относятся понятия «чинампы», «кипу», «Единственный инка»? Что они обозначают?

Ответ:

  • «Чинампы» — это искусственные островки-огороды на озёрах, используемые для земледелия ацтеками. Относится к сельскому хозяйству.

  • «Кипу» — узелковое письмо инков для передачи информации. Относится к письменности и учёту.

  • «Единственный инка» — титул верховного правителя империи инков. Относится к политическому управлению.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что отличало цивилизации доколумбовой Америки от цивилизаций Европы, Азии и Африки?

Ответ: Цивилизации доколумбовой Америки отличались тремя главными особенностями:

  1. Полная изоляция: Они развивались в полной изоляции от Старого Света, поэтому у них не было многих его изобретений (колесо, плуг, железо, гончарный круг) и они не знали лошадей.

  2. Самобытный путь: Несмотря на отсутствие этих технологий, они самостоятельно достигли огромных успехов в земледелии (кукуруза, картофель), архитектуре (пирамиды, Мачу-Пикчу), астрономии и математике (ноль, календарь майя).

  3. Особые черты общества: Их общества имели уникальные черты, такие как жестокие религиозные ритуалы ацтеков, узелковое письмо инков и отсутствие у них единого государства у майя.