§ 6. Арабский халифат, его расцвет и распад, страница 61
Что оказалось разрушительным для Арабского халифата, но благоприятным для развития мусульманской культуры?
1 Сунниты и шииты
• 1. Чем была вызвана борьба за власть в Арабском халифате? 2. Кто такие шииты и сунниты? Есть ли они сегодня?
Ответ: 1. Борьба была вызвана спорами о том, кто должен быть халифом после убийства Усмана и Али. 2. Шииты считали, что халифами могут быть только потомки Али. Сунниты считали, что халифом может быть любой достойный человек, избранный народом. Да, они существуют и сегодня.
2 Арабский халифат при Омейядах и Аббасидах
Управление халифатом при Аббасидах
▲ С помощью схемы расскажите, как был устроен государственный аппарат в халифате Аббасидов. Какие полномочия были у великого визиря? Мог ли он вмешаться в решения, принятые кади? Имел ли власть над кади халиф?
Ответ: Во главе стоял халиф, ему помогал великий визирь, который управлял ведомствами (диванами) и наместниками (эмирами). Судьи (кади) подчинялись только халифу, визирь не мог вмешаться в их решения. Халиф имел высшую власть над кади.
• 1. Какие города были столицами мусульманской цивилизации при Мухаммеде, Омейядах и Аббасидах? 2. Как со временем изменилась власть эмиров?
Ответ: 1. При Мухаммеде — Медина, при Омейядах — Дамаск, при Аббасидах — Багдад. 2. Сначала эмиры подчинялись халифу, но потом стали самостоятельными правителями и перестали посылать ему налоги.
3 Письменность, образование и научные знания у мусульман
Сравнение индийских знаков, переработанных арабских цифр и современных цифр
▲ Вспомните, как выглядели римские цифры. Какими цифрами, по вашему мнению, пользоваться удобнее?
Ответ: Римские цифры — это буквы, например I, V, X. Арабскими цифрами (1, 2, 3...) пользоваться удобнее, потому что с ними легче считать.
• 1. Что позволяло учёным из разных стран общаться друг с другом? Назовите не менее двух причин. 2. Каким образом труды исламских учёных становились известны европейцам?
Ответ: 1. Учёных объединял арабский язык и общая вера — ислам. 2. Труды исламских учёных становились известны в Европе через арабские переводы и через Кордовский эмират в Испании.
4 Литература мусульманских стран
Страница из поэмы «Шах-наме».
Персидская рукопись. XV в.
▲ Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о каких событиях рассказывается на данной странице поэмы.
Ответ: На иллюстрации, вероятно, изображены сражения или подвиги древних персидских царей и богатырей.
Омар Хайям. Художник А. Лисон. 1905 г.
▲ Как вы считаете, художник изобразил Омара Хайяма учёным или поэтом? Аргументируйте свою точку зрения.
Ответ: Художник изобразил его скорее поэтом, потому что он сидит с книгой стихов (рубаи) в задумчивой позе, а не за научными приборами.
• 1. Различались ли в мусульманском мире языки науки и литературы? 2. Назовите наиболее известные литературные произведения мусульманского мира и их авторов.
Ответ: 1. Наука часто использовала арабский язык, а литература — и арабский, и персидский. 2. Самые известные произведения: «Шахнаме» Фирдоуси, рубаи Омара Хайяма и «Тысяча и одна ночь».
5 Исламская архитектура
Мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме. VII в. Современный вид
▲ Рассмотрите изображение и назовите не менее трёх элементов, характерных для мечети.
Ответ: Для мечети характерны купол, минарет (башня) и михраб (ниша в стене).
«Интерьер соборной мечети в Кордове». Художник Э. Уикс. 1880 г.
▲ Какие элементы указывают на принадлежность здания к мавританским постройкам? Где на изображении расположен михраб?
Ответ: На мавританский стиль указывают причудливая резьба, арки и узоры из разноцветной плитки. Михраб — это ниша, он находится в стене, обращённой к Мекке.
• 1. Что такое мечеть? Как она была устроена? 2. Какие здания, помимо мечетей, возводили в мусульманских городах?
Ответ: 1. Мечеть — это мусульманский храм с залом для молитв, внутренним двором с фонтаном для омовений и минаретом. 2. Кроме мечетей, строили дворцы, караван-сараи, мавзолеи, бани и крытые рынки.
6 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Шкатулка. Кордовский эмират. X в.
▲ Какие элементы украшения шкатулки позволяют отнести её к произведениям мусульманского искусства? Как вы думаете, каких качеств требовало от мастера изготовление такой шкатулки?
Ответ: Шкатулку украшают сложные узоры-арабески и изречения из Корана. Для её изготовления мастеру требовалось большое терпение, точность и умение создавать мелкие детали.
• 1. Почему в странах мусульманской цивилизации не получила широкого развития портретная живопись? 2. Объясните значения слов «арабеска» и «каллиграфия».
Ответ: 1. Портретную живопись ограничивал запрет ислама на изображение людей, чтобы не создавать подобия языческих идолов. 2. Арабеска — это сложный восточный орнамент из линий и растений. Каллиграфия — искусство красивого написания текстов, особенно изречений из Корана.
Вопросы и задания
1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как изменилась власть главы исламского государства по сравнению с периодом правления «праведных халифов»? Почему халифу потребовалось создавать сложный государственный аппарат?
2. Что способствовало созданию Арабского халифата? Назовите не менее двух причин.
3. Рассмотрите карту 9 (см. Приложение). Выделите этапы расширения территории халифата.
Какие территории были присоединены на каждом из этапов? Назовите даты и места крупнейших побед и поражений арабов.
4. В каких частях света были расположены земли, оказавшиеся под властью халифа? Как завоевания арабов способствовали превращению ислама в мировую религию?
5. Что привело к расколу в исламе? Почему этот раскол существует и по сей день?
6. В чём заключались причины распада Арабского халифата? Назовите не менее трёх причин.
7. Что объединяло учёных и способствовало развитию мусульманской науки, несмотря на распад халифата?
8. Приведите примеры того, как в литературе и искусстве мусульманских стран происходило переплетение различных стилей, жанров и традиций.
9. Прочитайте п. 3 и 4 параграфа и заполните таблицу «Деятели мусульманской науки и культуры».
Отрасль науки или культуры Имя деятеля культуры Его вклад в мировую культуру или науку
1. Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Как изменилась власть главы исламского государства по сравнению с периодом правления «праведных халифов»? Почему халифу потребовалось создавать сложный государственный аппарат?
Ответ: Власть халифа стала неограниченной и пышной, он считался заместителем пророка. Сложный аппарат потребовался для управления огромным государством с разными народами.2. Вопрос: Что способствовало созданию Арабского халифата? Назовите не менее двух причин.
Ответ: Созданию халифата способствовали объединение арабов исламом и успешные завоевательные войны.3. Вопрос: Рассмотрите карту 9. Выделите этапы расширения территории халифата. Какие территории были присоединены на каждом из этапов? Назовите даты и места крупнейших побед и поражений арабов.
Ответ: Сначала при праведных халифах завоевали Сирию, Палестину, Египет и Персию (битва при Ярмуке, 636 г.). При Омейядах — Северную Африку и Испанию (но поражение при Пуатье, 732 г.). При Аббасидах — земли до Средней Азии (победа при Таласе, 751 г.).4. Вопрос: В каких частях света были расположены земли, оказавшиеся под властью халифа? Как завоевания арабов способствовали превращению ислама в мировую религию?
Ответ: Земли халифата были в Европе (Испания), Азии (Ближний Восток, Средняя Азия) и Африке (Северная Африка). Завоевания помогли исламу распространиться среди многих народов.5. Вопрос: Что привело к расколу в исламе? Почему этот раскол существует и по сей день?
Ответ: Раскол (сунниты и шииты) произошёл из-за споров о том, кто должен быть халифом после Али. Раскол сохраняется, потому что каждая группа по-разному понимает принципы власти в исламе.6. Вопрос: В чём заключались причины распада Арабского халифата? Назовите не менее трёх причин.
Ответ: Халифат распался из-за огромных размеров, борьбы за власть и самостоятельности наместников (эмиров), которые перестали подчиняться халифу.7. Вопрос: Что объединяло учёных и способствовало развитию мусульманской науки, несмотря на распад халифата?
Ответ: Учёных объединяли общий арабский язык и вера в ислам, что позволяло им общаться и обмениваться знаниями.8. Вопрос: Приведите примеры того, как в литературе и искусстве мусульманских стран происходило переплетение различных стилей, жанров и традиций.
Ответ: В «Тысяче и одной ночи» смешались арабские, персидские и индийские сказки. В мавританской архитектуре сочетались античные колонны, византийские мозаики и восточные узоры.9. Вопрос: Прочитайте п. 3 и 4 параграфа и заполните таблицу «Деятели мусульманской науки и культуры».
Ответ:
Математика: Аль-Хорезми. Создал алгебру и учебник по ней.
Медицина: Ибн Сина (Авиценна). Написал «Медицинский канон» — главный учебник для врачей.
Поэзия: Фирдоуси. Создал поэму «Шахнаме» о истории персидских царей.
Поэзия и наука: Омар Хайям. Прославился рубаи (стихами), был математиком и астрономом.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите события в хронологическом порядке: 1) начало правления династии Омейядов; 2) падение династии Аббасидов; 3) смерть халифа Али; 4) Таласская битва.
Ответ: Правильный порядок: 3 (смерть халифа Али в 661 г.), 1 (начало правления Омейядов в 661 г.), 4 (Таласская битва в 751 г.), 2 (падение Аббасидов в 1258 г.).
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из статьи литературоведа И. М. Фильштинского и ответьте на вопросы.
Исторический Харун ар-Рашид правил в Багдаде с 786 по 809 г. и, насколько можно судить о нём по историческим источникам, вовсе не был похож на легендарного халифа, изображённого в сказках Шахразады. Он не только не бродил по ночному Багдаду, как это изображено в «Тысяче и одной ночи», но, напротив, значительную часть жизни провёл в загородной резиденции, избегая встречи с народом, которого боялся. Реальный Харун ар-Рашид не вошёл в историю как выдающийся правитель. Но его правление пришлось на годы экономического процветания и блестящей культуры и было для Багдада последним мирным царствованием, поскольку при его преемниках уже начались гражданские войны и былое политическое единство халифата стало разрушаться.
• 1. Определите, к какой династии принадлежал халиф Харун ар-Рашид. 2. Как описывалось поведение халифа в сказках «Тысяча и одна ночь» и каким оно было в реальной действительности? 3. Почему именно халиф Харун ар-Рашид стал героем арабских сказок?
Ответ: 1. Харун ар-Рашид принадлежал к династии Аббасидов. 2. В сказках он показан как справедливый правитель, который бродил по ночному Багдаду, а в реальности он боялся народа и жил в загородной резиденции. 3. Он стал героем сказок потому, что его правление было временем богатства и расцвета культуры, которое запомнилось людям.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Разделите понятия на группы и объясните, по какому принципу вы это сделали: мечеть, эмир, халиф, минарет, Коран, кади.
Ответ: В первую группу (управление) попали: халиф (правитель), эмир (наместник), кади (судья).
Во вторую группу (религия и культура) попали: мечеть (храм), минарет (башня), Коран (священная книга).
Принцип — одни понятия относятся к власти и управлению, а другие к религии и архитектуре.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что оказалось разрушительным для Арабского халифата, но благоприятным для развития мусульманской культуры?
Ответ: Разрушительным для халифата был его распад на отдельные части, когда эмиры стали независимыми правителями. Но это же было благоприятно для культуры, потому что в новых государствах правители начали соперничать друг с другом, строить роскошные дворцы и мечети, покровительствовать учёным и поэтам, что привело к расцвету мусульманской науки и искусства.