ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ V
1. Какова была судьба народов Великой степи после завершения ими завоевательных походов?
2. Какие верования существовали у монголов при Чингисхане? Изменились ли они при его потомках?
3. Какие религиозные учения были распространены в Индии, Китае и Японии? Как они уживались друг с другом?
4. Каково было влияние мусульманского завоевания на судьбу Индии? Утратила ли Индия свою самобытность?
5. Какое влияние культура Китая оказала на развитие культуры Японии? Аргументируйте свой ответ.
6. Как природа Африки разделила жителей континента? Какие верования были распространены в разных частях Африки?
7. Объясните смысл выражения «природные богатства стали благословением и проклятием Африки». Согласны ли вы с этим выражением?
8. Историки иногда называют майя «греками» Нового Света, ацтеков — «римлянами». Как вы полагаете, было ли что-нибудь общее у народов Древнего мира и доколумбовой Америки?
1. Ответ: После завершения завоеваний многие кочевые народы, как монголы, оседали на завоёванных землях, принимали местные религии (ислам, буддизм) и обычаи, а их империи постепенно распадались на отдельные государства.
2. Ответ: При Чингисхане монголы были язычниками и поклонялись духам природы. При его потомках верования изменились: в восточных улусах распространился буддизм, а в западных, включая Золотую Орду, — ислам.
3. Ответ:
Индия: индуизм, буддизм, ислам. Индуизм и буддизм долго сосуществовали, ислам же часто находился в сложных отношениях с местными верованиями.
Китай: конфуцианство, даосизм, буддизм. Они не конфликтовали, а гармонично дополняли друг друга.
Япония: синтоизм и буддизм. Они переплелись, и японцы могли исповедовать обе религии одновременно.
4. Ответ: Мусульманское завоевание привело к созданию Делийского султаната, введению ислама как государственной религии и угнетению индуистского большинства. Однако Индия не утратила самобытность: индуизм, кастовая система и местная культура сохранились.
5. Ответ: Культура Китая оказала огромное влияние на Японию. Япония заимствовала иероглифическую письменность, буддизм, архитектурные стили, принципы государственного управления и философские учения (конфуцианство). Позже японцы адаптировали这一切 под свой национальный характер.
6. Ответ: Природа разделила Африку на развитый север (близкий к Европе и Азии) и изолированный юг. На севере и северо-востоке распространились ислам и христианство, а к югу от Сахары большинство народов сохраняло местные языческие верования (почитание духов природы и предков).
7. Ответ: Смысл выражения в том, что богатые ресурсы (золото, соль) позволяли африканским государствам богатеть и развиваться (благословение), но именно эти богатства привлекали завоевателей, что приводило к войнам и упадку (проклятие). С этим выражением можно согласиться.
8. Ответ: Да, общее было. Майя, как греки, создали культуру с развитыми науками и городами-государствами. Ацтеки, как римляне, построили огромную военизированную империю, объединившую многие народы. И те, и другие создали великие цивилизации с уникальными чертами.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие народы Азии, Африки и Америки создали собственные цивилизации, а какие вошли в состав иных цивилизаций?
Ответ:
Собственные цивилизации создали народы, развивавшиеся изолированно или на уникальной основе: китайцы, японцы, народы Индии (индо-буддийская цивилизация), а также народы доколумбовой Америки (майя, ацтеки, инки).
В состав иных цивилизаций вошли народы, попавшие под сильное внешнее влияние или завоёванные: многие народы Северной Африки и Ближнего Востока вошли в исламскую цивилизацию, часть народов Восточной Африки (Аксум, Эфиопия) — в христианскую, а кочевые народы Великой степи (монголы), создав свои империи, со временем восприняли культуры завоёванных ими оседлых народов (китайскую, персидскую и др.).
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1 Великие и безжалостные завоеватели Средневековья (Аттила, Чингисхан, Тимур).
В ходе работы над проектом изучите историю создания империй Аттилой, Чингисханом, Тимуром. Определите, какой ценой были созданы эти державы. Каковы были последствия завоеваний для культуры?
2 Западноевропейские рыцари и японские самураи: черты сходства и различия.
Сравните занимаемое в обществе положение, занятия, обязанности, образ жизни и кодекс чести рыцарей и самураев.
3 Афанасий Никитин и Марко Поло: что поражало европейцев в Азии?
Изучите биографии Афанасия Никитина и Марко Поло. Какова была история создания ими рассказов о своих путешествиях? В каких странах они побывали? Что в устройстве азиатских обществ, управлении и образе жизни иных народов вызвало у Поло и Никитина удивление?
4 Средневековые китайские изобретения, используемые и сегодня.
В ходе работы над проектом изучите созданные китайскими учёными в Средние века изобретения. Какие из них, пусть и в усовершенствованном виде, мы используем сегодня?